Фабер, Генрих
ок.1500 - 1552
Назад
Генрих Фабер (Heinrich Faber) - Немецкий музыкальный теоретик и композитор
Родился до 1500 года, Лихтенфельс - умер 26 февраля 1552 года, Олсниц.
Под именем Хайнрих Лихтенфельс он, возможно, был певцом с 1515 по 1524 год в Копенгагене при дворе короля Дании Кристиана II. В 1538 году он был учителем в бенедиктинском монастыре Святого Георгия в Наумбурге. В 1542 году он поступил в Виттенбергский университет и три года спустя получил степень магистра искусств. Тем временем в 1544 году он стал ректором кафедральной школы Наумбурга, но его пропаганда лютеранских доктрин привела его к конфликту с католическими властями, и примерно в 1549 году он покинул город. В 1551 году он читал лекции по музыке в Виттенберге, а на момент своей смерти был ректором в Ольснице. Музыкальная известность Фабера основана на трех теоретических работах. Его "Музыкальный сборник" (Брауншвейг, 1548), учебник для начинающих музыкантов, был самым популярным музыкальным трактатом в лютеранских школах в XVI и XVII веках. Он выдержал более 30 изданий, последнее из которых вышло в 1665 году; было напечатано несколько немецких версий трактата, а редактировали его такие известные композиторы, как Мельхиор Вульпиус и Адам Гумпельцхаймер. Эта работа является образцом четких и лаконичных музыкальных определений и важным источником информации, поскольку для развития музыкального мастерства своих учеников Фабер включил в нее несколько своих собственных двухголосных композиций. Для дополнительной практики он рекомендовал бицинии других производителей, например, бицинии Джорджа Рау (Виттенберг, 1545). Другая работа, "Практическое введение в музыку" (Нюрнберг, 1550), в соответствии с типичным для того времени форматом разделена на две части: первая посвящена элементам музыки, а вторая - нотной записи. Его консервативный характер проявляется в том, что он часто опирается на "Музыкальную практику" Гаффуриуса (Милан, 1496). Произведение содержит множество полифонических примеров, некоторые из которых принадлежат Фаберу, другие - Жоскену и другим представителям его поколения. Помимо изучения практической музыки, Фабер написал "Поэтическую музыку" (1548). Помимо обсуждения более гуманистических аспектов музыки, эта книга ценна сравнением сортисации (импровизированного пения) и сочиненной музыки. Будучи консервативным лютеранским школьным учителем, Фабер решительно поддерживал композиторскую музыку, утверждая, что импровизированным пением в Германии занимаются только рабочие и механики. В его примерах сортировки кантус-фирмус тенора и контрапункт иногда образовывали параллельные пятые и унисоны, что было неприемлемо в музыке, написанной в соответствии с его правилами композиции. Другие музыканты немецкой школы, такие как Галлус Дресслер ("Praecepta musica poeticae", 1563), последовали примеру Фабера, отказавшись от импровизированной песни. Адрианус Пети Коклико также подтвердил утверждение Фабера, сказав, что в Германии при упоминании импровизированной песни “на вас смотрят с большим отвращением, чем на собаку”. Но, в отличие от Фабера, Коклико пропагандировал импровизированную песню как прекрасное искусство, в котором преуспели другие народы.
Ноты сочинений Генриха Фабера на сайте библиотеки IMSLP