Фабер, Грегор
1520 - ок.1554

Назад

Грегор Фабер (Gregor Faber) - Немецкий теоретик музыки

Родился в 1520 году, Кютцен, севернее Мерзебурга - умер после 1554 года 

В 1545 году он поступил в Лейпцигский университет и в следующем году получил степень бакалавра. Став магистром в 1547 году, он в 1549 году поступил в Тюбингенский университет, где в 1554 году ему была присвоена степень доктора медицины. Тем временем он стал преподавателем музыки в университете и опубликовал трактат, на котором основана его слава, "Музыкальные практики эротической литературы II" (Базель, 1553). Трактат Фабера обладает как консервативными, так и прогрессивными чертами. Он выдержан в формате книги Себальда Хейдена "Об искусстве письма", поскольку также состоит из двух книг, первая из которых посвящена элементам музыки, а вторая - тонкостям нотной грамоты. Однако в книге Фабера 1 подробно рассматривается философия музыки - предмет, достойный университетского учебника. Он позаимствовал у Гейдена множество музыкальных примеров, в том числе хорошо известную "Пренез сюр мой" Окегема и "Кирие II" из мессы Айзека "Quant j'ay au cueur". Он был одним из немногих теоретиков, которые придерживались теории Гейдена о едином такте, применимом ко всем измерениям. Хотя Фабер высоко оценил теорию Глареана о 12 режимах, он по-прежнему придерживался системы из восьми режимов. Его прогрессивные взгляды отражены в комментариях к "Художественной музыке" и, в частности, к выдающемуся ее образцу - "Passibus ambiguis" Маттиаса Грейтера для четырех голосов. Эта необычная композиция содержит выписанные случайности и модулируется нисходящим кругом из 5-ти нот от Фа до Фа - аккорда, на котором заканчивается композиция.