Эйк, Якоб ван
1589 или 1590 - 1657

Назад

Якоб ван Эйк (Jacob van Eyck) - Голландский карильонщик, знаток колоколов, блокфлейтист и композитор

Родился в 1589 или 1590 году, Берхойсден, Хертогенбос - умер 26 марта 1657 года, Утрехт. 

Он унаследовал дворянский титул "йонкер" и был слеп. Ранние годы он провел в Хойсдене, а в 1623 году посетил Утрехт, где в 1625 году был назначен карильоннером Домкерка. Три года спустя он стал директором Утрехтского колокольного завода, осуществляя технический надзор за всеми колоколами приходской церкви. Позже он также стал смотрителем Янскерка, Якобикерка и городской ратуши. Именно он обнаружил связь между формой колокола и его обертонной структурой, что позволило правильно настроить колокола. В этом ему помогали знаменитые основатели колоколов Франсуа и Питер Гемони. Его работы привлекли внимание таких выдающихся интеллектуалов, как Исаак Бикман (1588-1637), Рене Декарт и Констант Гюйгенс (дальний родственник и автор книги Ван Эйка "Флюйтен Лустхоф"). Ему было поручено усовершенствовать карильоны по всей территории северных Нидерландов, и у него было несколько учеников. В 1649 году его жалованье в Янскерке было увеличено, "при условии, что время от времени по вечерам он будет развлекать людей, прогуливающихся по церковному двору, игрой на своей маленькой флейте" - практика, впервые упомянутая в стихотворении 1640 года. Его двухтомник "Флюиты страсти", который переиздавался несколько раз, содержит почти 150 пьес для фортепиано соло-сопрано на языке Си. В оригинальных изданиях много ошибок, в основном из-за слепоты Ван Эйка. Несколько пьес представляют собой свободные композиции (прелюдии и фантазии), но большинство состоит из вариаций на популярные в то время мелодии. Хотя большинство этих мелодий имеют голландские названия, многие из них взяты из французского репертуара air de cour, а некоторые - из итальянского (Джулио Каччини, Гастольди), английского (Доуленд), немецкого и голландского языков; 16 были заимствованы из женевской псалтири. Процесс сочинения вариаций назывался "breecken" (ломка): ноты темы разбивались на ноты меньшего значения, каждая реприза становилась все более сложной. Хотя орнаментальный стиль ван Эйка во многом напоминает итальянские импровизированные пассажи, его произведения следует рассматривать как настоящие композиции. "Флюктуация страсти господней" (1649) включает в себя пять дуэтов, в которых используются некоторые монофонические вариации; эти аранжировки принадлежат не Ван Эйку, а его издателю Паулюсу Маттису.

Ноты сочинений Якоба ван Эйка на сайте библиотеки IMSLP