Эстерхази, Пал
1635 - 1713
Назад
Пал Эстерхази (Pál Esterházy) - Венгерский композитор, поэт и меценат
Родился 7 сентября 1635 года, Айзенштадт - умер 26 марта 1713 года, Айзенштадт.
Он был сыном Николауса (Миклоша). Эстерхази, пфальцграф Венгрии. Он был учеником иезуитской школы в Надь-Комбате, где играл в школьных спектаклях, а позже сделал блестящую карьеру государственного деятеля и солдата. В 1652 году он был назначен губернатором графства Шопрон и королевским советником, а в 1661 году стал лордом-распорядителем при дворе Леопольда I в Вене. Он был назначен палатином Венгрии (1681) и принцем Священной Римской империи (1687). В своем сборнике стихов "Palas s Ester kedves táncza" ("Любимый танец Паласа и Эстер" - отсылка к его собственному имени), изданном в 1656 году, Эстерхази описал инструменты, которые тогда использовались в Венгрии. В 1674 году он нанял церковный хор и оркестр в Айзенштадте, которые должны были стать основой музыкальной жизни резиденции Эстерхази. Эстерхази был вергиналистом, и его репертуар сохранился до наших дней; он включает около 80 духовных и светских песен, а также международные и восточноевропейские (польские, словацкие, венгерские и валашские) танцы. Его единственным сохранившимся музыкальным произведением является сборник из 55 священных кантат, опубликованный в Вене в 1711 году, “Harmonia caelestis seu melodiae musicae per decursum”; он датируется последней четвертью XVII века и был завершен к 1700 году. Сборник, составленный в соответствии с церковным календарем, включает 40 сольных, шесть дуэтных и девять хоровых кантат. Эстерхази соединил традиционные латинские тексты со своими собственными стихами и парафразами. Музыка отражает влияние современного южногерманского и североитальянского стиля барокко. Наряду с оригинальным тематическим материалом, он использовал традиционные немецкие мелодии и венгерские гимны. Кантаты исполнялись в самых разных формах: Эстерхази писал как строфические, гомофонические композиции, так и полифонические части, сочетал вокальные фрагменты с инструментальными сонатами или ритурнелями и использовал технику остинато. Его инструментальное творчество красочно: помимо струнных и духовых (флейта, фагот и кларино), он использовал литавры и различные инструменты континуо (орган, клавесин, арфа и теорбо).