Эстерхази, Венгерская дворянская семья
XVII век - XIX век

Назад

Венгерская дворянская семья Эстерхази (Hungarian noble family Esterházy) - Музыкальные меценаты

Венгерская дворянская семья, известная как музыкальные меценаты. Они особенно связаны с Йозефом Гайдном, который служил четырем принцам: Паулю Антону (родился 22 апреля 1711 года; умер 18 марта 1762 года; правил с 1734 года), его брату Николаусу (Иосифу) Великолепному (родился 18 декабря 1714 года; умер 28 сентября 1790 года), сыну Николауса (Паулю) Антон (родился 11 апреля 1738; умер 22 января 1794) и сын Антона Николаус (родился 12 декабря 1765; умер 25 ноября 1833). Их родовой замок находится в Айзенштадте (по-венгерски Кисмартон), а летней резиденцией принца Николауса Великолепного была Эстерхаза. (Их имена иногда приводятся в их венгерской форме: Пал, Антал, Миклош и т.д.) Первый из них, Пауль Антон, был внуком композитора князя Пала Эстерхази и правнуком Николауса Эстерхази (родился 8 апреля 1582/3; умер 11 сентября 1645). Став пфальцграфом в 1625 году и став графом в 1626 году, Николаус уже владел музыкальным заведением. От двух браков он получил состояние, которое легло в основу благосостояния Эстерхази. Со времен правления принца Пала (чей титул был передан старшему сыну и арендатору Тейла в 1712 году) и его сына Михаила (родился 4 мая 1671 года; (24 марта 1721) известны пять капельмейстеров: Пауль Клебовский (в период 1674-1677), Франц Шмидтбауэр или Schmiedbauer (родился в Вене, 1648-1699; родился в Айзенштадте, 22 марта 1701), Франц Румпельниг (1702-1744), Ф.А. Пайр (до 1714; родился в Айзенштадте, 20 августа 1701). 1733) и В.Ф. Зивильхофер (1714-20). Принцу Михаэлю наследовал его сводный брат Йозеф ([Юзеф] Антон) (родился 12 мая 1687 года; умер 6/7 июня 1721 года), который умер всего через два с половиной месяца; он был отцом Пауля Антона и Николауса. Его жена, принцесса Мария Октавия (ок. 1686–1762), была регентшей при Павле Антоне в 1721-34 годах; она содержала небольшой ансамбль, которым сначала руководил бас Дж.Г. Тоннер (1694-1761). 10 мая 1728 года она назначила Грегора Джозефа Вернера дирижером, и он занимал эту должность до 1766 года. Во время ее регентства и правления ее сыновей венгерский характер дома был утрачен; именно она ввела немецкий в качестве придворного языка. Принц Пауль Антон, который в 1734 году женился на Марии Анне Луизе, бывшей маркизе Лунати Висконти (ок. 1710-1782), назначил Гайдна в 1761 году заместителем капельмейстера, сделав его подчиненным Вернера в области хоровой музыки, но в остальном полностью ответственным. Сам Пауль Антон играл на скрипке, флейте и лютне и собрал крупную музыкальную коллекцию. Его брат, принц Николаус Великолепный, которому Гайдн служил почти три десятилетия, женился в 1737 году на Марии Елизавете, бывшей графине Вайсенвольф (1718-1790); он отличался исключительной любовью к искусству и музыке и жил поистине по-королевски. В 1760-х годах он построил семейный дворец Эстерхази в Эстерхазе на Нойзидлер-Зее с собственным оперным театром и театром марионеток (для иллюстрации см. Эстерхаза); после этого он проводил там большую часть года со своей семьей, оркестром и оперными певцами, оставив в Айзенштадте только хор часовни. Он играл на виолончели, виоле да гамба и, вероятно, на скрипке и питал особое пристрастие к баритону (виоле ди бордоне), для которого Гайдн и другие композиторы написали множество пьес, имея в виду его. В июле 1782 или 1783 года император пожаловал титул принца всем потомкам этой линии. Это привело к путанице в отношении того, кто из принцев Николаус Эстерхази был членом венской масонской ложи "Новое гекронте Хоффнунг" в 1790-93 годах и, таким образом, братом Моцарта по ложе в последние два года его жизни. Штребель считает, что этот Николаус Эстерхази, который служил в ложе церемониймейстером в 1790 году, скорее всего, был вторым сыном Николауса Великолепного (1741-1809). Принц Антон был женат дважды: 10 января 1763 года на Марии Терезе, бывшей графине Эрдеди (1745-82), и 9 августа 1785 года на Марии Анне, бывшей графине Гогенфельд (р. 1767). Он не разделял любви своего отца к музыке и, добившись успеха в 1790 году, распустил оркестр (Гайдн сохранил за собой звание капельмейстера). Гайдн уехал в Вену, а затем посетил Лондон, и поскольку он пробыл в Вене лишь короткое время между своим первым и вторым визитами, он почти не общался с Антоном, третьим из своих работодателей Эстерхази, известие о смерти которого дошло до него в Лондоне. 28 января 1799 года вдова Антона вышла замуж за Карла Филиппа, князя Шварценбергского. Принц Николаус женился на Марии (Йозефе Херменегильд), бывшей принцессе Лихтенштейнской (1768-1845), 15 сентября 1783 года; именно он возродил распущенный оркестр. Считается, что он питал безграничный энтузиазм к наукам и искусству и тратил огромные суммы на свои коллекции. Особенно он любил церковную музыку; именно его желание каждый год отмечать именины своей жены новой мессой послужило толчком к созданию шести масштабных месс в период с 1796 по 1802 год, ставших венцом церковной музыки Гайдна. Николаус также заказал Бетховену мессу до мажор, соч.86 (1807). На портрете кисти Йозефа Фишера он изображен играющим на кларнете. Преемником Гайдна на посту капельмейстера стал И.Н. Фукс (родился 29 октября 1839 года в Эйзенштадте), который впервые был приглашен в качестве скрипача в 1788 году. В 1802 году он был назначен заместителем капельмейстера, и именно на него легла задача дирижирования хоровой музыкой во время отсутствия Гайдна, в то время как надзор за инструментальной музыкой был возложен на концертмейстера А.Л. Томазини. С 1804 по 1811 год Й.Н. Гуммель также работал концертмейстером при дворе Эстерхази. Однако финансовый кризис в Австрии в 1811 году навсегда положил конец блестящей жизни при дворе. Обширная музыкальная коллекция архива Эстерхази в настоящее время распалась: светские произведения были перевезены в Венгрию в начале 1920-х годов и сейчас находятся в Национальной библиотеке Сечени в Будапеште, в то время как священные произведения остаются в Айзенштадте. Несколько представителей кадетской ветви семьи также представляют интерес для музыкальной истории. На поминальной службе по графу Францу [Ференцу] Эстерхази (род. 19 сентября 1715 г.; умер 7 ноября 1785 г.) и герцогу Мекленбург-Стрелицкому, организованной Венской масонской ложей "Нев-гекронте Хоффнунг", была исполнена масонская траурная музыка Моцарта k477/479a; "Квинкин", граф Мекленбург-Стрелицкий.Лотарингское прозвище было присвоено Гуго фон Гофмансталем в романе "Кавалер Розы". Каждый понедельник и пятницу в течение марта 1784 года Моцарт выступал на концертах, организованных графом Иоганном ([Яношем] Непомуком) Эстерхази (родился 18 октября 1754 года; умер 23 февраля 1840); в 1788 году он дирижировал там исполнением оперы К.П.Э. Баха "Спасение Иисуса", а в 1789 году - его переложением "Мессии" к572 Генделя. Граф Иоганн (Карл) Эстерхази (р. 1775; умер 21 августа 1834), женившийся на графине Розине Фештетич (1779-1854), нанял Франца Шуберта для обучения своих дочерей Марии (1802-37) и Каролины (1805-51). Шуберт посвятил Каролине фантазию фа минор для фортепиано в четыре руки, D940; в последнее время в литературе появилось много предположений о природе их отношений. Вероятно, именно в доме графа Михаэля Эстерхази в Прессбурге (род. 9 февраля 1783; умер 4 декабря 1874) девятилетний Ференц Лист играл 26 ноября 1820 года; его успех был таков, что его отец, управляющий овцеводческой фермой, принадлежавшей князьям Эстерхази в Рейдинге, был арестован. граф и четыре других венгерских дворянина предоставили ему ежегодный доход в размере 600 флоринов сроком на шесть лет.