Эрлебах, Филипп Генрих
1657 - 1714

Назад

Филипп Генрих Эрлебах (Philipp Heinrich Erlebach) - Немецкий композитор

Крещён 25 июля 1657 года, Бейсенс, Восточная Фрисландия - умер 17 апреля 1714 года, Рудольштадт, Тюрингия. 

Он был одним из ведущих композиторов своего времени в Центральной Германии, особенно в области церковной музыки и, в частности, кантат, которых он написал несколько сотен.

Эрлебах, вероятно, получил свое самое раннее музыкальное образование при восточно-фризском дворе. Благодаря семейным связям правящего дома он был направлен с рекомендацией в Тюрингию, где с 1678 по 1679 год работал сначала музыкантом и камердинером, а затем, с 1681 года, капельмейстером при дворе графа Альберта Антона фон Шварцбург-Рудольштадта. В Рудольштадте он попал в оживленную музыкальную среду. За 33 года работы капельмейстером ему не только удалось превратить это небольшое заведение в главный центр музыкальной деятельности Тюрингии, но и сделать себе громкое имя в Центральной Германии как композитору. Он поддерживал как музыкальные, так и личные отношения с И.П. Кригером, придворным капельмейстером в Вайсенфельсе, и посещал герцогский двор Брауншвейг-Вольфенбюттеля и Нюрнберг, где было напечатано несколько его произведений. В 1705 году он в составе свиты Альберта Антона принял участие в церемонии чествования императора Иосифа I в Мюльхаузене, где вместе с придворным оркестром Рудольштадта дирижировал масштабным церемониальным произведением, которое он сочинил специально для этого случая и которое является единственной сохранившейся его музыкой в копии с автографом. Он написал несколько пьес для похорон Альберта Антона (1710) и его супруги (1707). Когда в 1711 году на престол взошел сын Альберта Антона Людвиг Фридрих, это событие было отпраздновано несколькими праздничными кантатами, все из которых также были написаны Эрлебахом. В последние годы жизни его уважали и ценили прежде всего как педагога; Иоганн Каспар Фоглер, который также учился у Баха, был одним из многих музыкантов, постигших у него азы своего мастерства. После его смерти Рудольштадтский двор выкупил у его вдовы его музыкальную коллекцию; в нее входило множество духовных и светских произведений, которые были уничтожены пожаром в 1735 году и сейчас известны только по двум обширным каталогам.

Эрлебах сочинял почти во всех распространенных в то время формах и был одинаково успешен как в инструментальных, так и в вокальных произведениях. Из примерно 120 его инструментальных произведений сохранились только шесть сюит, шесть сонат-трио и марш. В сюитах прослеживается влияние французских оркестровых сюит, а в трио-сонатах - влияние итальянской сонаты "камера"; во всех этих произведениях Эрлебаху удалось объединить иностранные формальные элементы с немецкими чертами, которые проявляются, прежде всего, в отчетливо народной природе некоторых мелодических материалов, а также в звучании, напоминающем из области вокальной музыки. Несколько арий из двух главных опер Эрлебаха – "Плеяды" и "Неожиданная осада" – были напечатаны в двух томах "Гармонии фрейда", но из другой его драматической музыки сохранились только либретто. В его оперном творчестве предпочтение комическим мифологическим сюжетам (например, Плеяде) уступило место осознанному выбору национальных, исторических сюжетов с акцентом на местный колорит. Эта тенденция прослеживается не только в "Осаде невидимок" и "Обители чудес", но и в балетах меньшего масштаба и пасторалях: таким образом, в отличие от итальянских оперных сериалов при более важных немецких дворах, эти произведения содержали ярко выраженный элемент народного реализма. Ария да капо предстает как зрелая форма, и Эрлебах использовал многие другие приемы и технички, обычные в операх того времени, – например, остинато и квазиостинато, контрастные темпы и фактуры для структурных целей и сквозной композиции отдельных сцен, - чтобы избежать опасности чрезмерного повторения и стереотипности некая структура. Он также вовлек оркестр в интерпретацию текста, используя особенности тембра отдельных инструментов. Важно подчеркнуть, что две части Harmonische Freude - это, по сути, сборники оперных арий (некоторые с пародируемыми текстами): многие авторы рассматривали их просто как сборники песен и ошибочно называли Эрлебаха последним важным немецким автором песен 17-го века. Эрлебах был наиболее плодовитым композитором церковной музыки, и именно в этой области он начал свою композиторскую карьеру около 1680 года. Его духовная музыка включает в себя мотеты а капелла для четырех и более голосов, псалмы и гимны-концертато, мессы, оратории (рождественские, пасхальные, воскресенские и троицкие истории и новогодние пьесы) и различные виды кантат. Все оратории утрачены, и сохранились лишь некоторые из их текстов. Но его лучшие произведения в других жанрах свидетельствуют о его мастерстве как композитора церковной музыки. Его переложения псалмов, выдержанные в стиле "духовного концерта для больших групп", интересны, в частности, своими красочными гармониями, точно обозначенными контрастами темпа и динамики и свободным использованием мадригальских мотивов: такие особенности, вытекающие из достижений Шютца, помогли повысить значимость произведений этого жанра. типа, по крайней мере, в центральной Германии. Вскоре Эрлебах начал специализироваться как композитор кантат. Большинство из них утрачены, но их тексты демонстрируют логическое развитие от тех, которые тесно связаны с евангельскими отрывками, через те, которые содержат арии и концертные композиции, задуманные на основе сольных линий, к кантатам, основанным на свободных текстах с речитативом и ариями да капо, и к сольным кантатам с инструментом облигато. Помимо нескольких сотен отдельных произведений, он написал, в соответствии с лютеранской традицией, шесть циклов кантат для церковного года: один из этих циклов был написан на слова жены графа Альберта Антона, Эмилии Юлианы; другой, так называемый "Цикл посланий" (Geistlicher Chor- und Kirchen-Schmuck, 1707), был составлен на тексты придворного кантора Кристофа Хелма; а в цикле 1708 года "Слово Христово в псалмах" были слова Эрдмана Ноймайстера. 12 пьес из сборника "Gott geheiligte Sing-Stunde" (Рудольштадт, 1704) представляют собой кантаты на тексты Хелма для одного или двух солирующих голосов с использованием инструментов, состоящие из вступительной симфонии, двух арий для каждого голоса и заключительного четырехголосного хора. В цикле "Ноймайстер" Эрлебах представил структурные приемы, которые он использовал в своих операх, чтобы способствовать переходу к новому выразительному виду кантаты, в котором музыка была так же тесно связана с текстом, как и в мадригалах, и в разработке которого он сыграл ведущую роль среди композиторов литургической музыки. Сам он считал новаторство "кантаты–оратории" – термин, который уже использовался в Рудольштадте примерно с 1706 по 1710 год под его влиянием, - своим самым важным достижением как кантатного композитора, и это действительно представляет собой заключительный этап в эволюции формы.

Ноты сочинений Филиппа Генриха Эрлебаха на сайте библиотеки IMSLP