Эрбен, Бальтазар
1626 - 1686
Назад
Бальтазар Эрбен (Balthasar Erben) - Немецкий композитор
Родился в 1626 году, Данциг (ныне Гданьск) - умер 3 октября 1686 года, Данциг.
Маттесон утверждал, вероятно, неверно, что он учил Кристофа Бернхарда, который был всего на год моложе его. Когда в 1653 году он подал заявление на должность капельмейстера Мариенкирхе в Данциге, городской совет решил вместо этого предоставить ему грант, чтобы он мог путешествовать в целях учебы. Он отправился в Регенсбург, где, согласно его рассказам о путешествиях, познакомился с Фробергером. По рекомендации последнего он значительно расширил свое путешествие, посетив не только города южной и западной Германии, но и Нидерланды, Англию, Францию и Италию. Согласно Эйтнеру, Георг Ноймарк (в RISM 16573) описал его как городского органиста в Веймаре, но, похоже, это не так. Известие о том, что должность капельмейстера в Мариенкирхе в Данциге снова стала вакантной, дошло до него в Риме в 1657 году, после чего он вернулся и в 1658 году подал заявку на эту должность во второй раз, на этот раз успешно. Он занимал его до самой своей смерти и фактически был "капельмейстером города Данцига", поскольку это была ведущая должность в централизованно организованной музыкальной жизни города: помимо церковной музыки в Мариенкирхе, он также отвечал за гражданскую музыку в Артусхофе. Он выполнял свои обязанности с большим усердием, о чем свидетельствуют не только его собственные отчеты, но и положение о хоре от 1659 года, согласно которому гражданские музыканты должны были принимать участие в исполнении церковных гимнов. Благодаря его усилиям как композитора, так и организатора церковная музыка Данцига достигла новых высот. Однако в последние годы жизни ему пришлось бороться с неблагоприятными временами, и его постоянно ухудшающееся положение нашло отражение в неоднократных обращениях в совет. Многие произведения Эрбена, вероятно, были утрачены. В 1688 году его вдова предложила городскому совету Данцига "значительное количество музыкальных произведений, написанных его собственной рукой, и большинство из них - его собственные сочинения", но совет отклонил их. Однако, помимо нескольких инструментальных пьес, сохранилось достаточно его церковной музыки, чтобы указать на его важность для развития жанра в Данциге. Особенно заметна его склонность к богатому музыкальному оформлению, подкрепленная выразительной гармонией, эмоциональным хроматизмом и интенсивным контрапунктом. Большинство его духовных концертов основаны на библейских текстах, в частности на псалмах, в то время как в других используются тексты гимнов; эти два типа слов никогда не встречаются в одном и том же произведении. Хоральные вариации per omnes versus, ранее не встречавшиеся в церковной музыке, являются фирменным блюдом Эрбена.
Ноты сочинений Бальтазара Эрбена на сайте библиотеки IMSLP