Эрбах, Кристиан
между 1568 и 1573 - 1635

Назад

Кристиан Эрбах (Christian Erbach) - Немецкий композитор, органист и педагог

Родился между 1568 и 1573 годом, Гауальгесхайм, северный Майнц - умер 9 июня или 7 сентября 1635 года, Аугсбург. 

В трех документах, относящихся к его времени, его возраст указан по-разному: 40 лет в 1610 году, 42 года в 1615 году и 50 лет в 1619 году, таким образом, дата его рождения находится между 1568 и 1573 годами. В 1609 году он заявил, что с ранних лет посвятил себя музыке. Его первое опубликованное сочинение появилось в "Thesaurus litaniarum" Викторина (RISM 15962). К этому времени он, возможно, уже поступил на службу в Аугсбург к Маркусу Фуггеру, покровительство которого он восхвалял в посвящении своей первой книги "Modi sacri" (1600); в эту коллекцию входит произведение, написанное к свадьбе Фуггера в 1598 году. В 1602 году он был назначен на должности в Аугсбурге, которые ранее занимал Ганс Лео Хасслер: органистом в церкви Санкт-Мориц (27 марта) и городским органистом и главой городского округа Штадтпфайфер (11 июня). Заявив, что он недавно оправился от тяжелой болезни, он посвятил свои "Священные песнопения" (1603) сыну Фуггера Иоганну и племянникам Отто Генриху и Иоганну Эрнсту; все другие свои печатные сборники, кроме одного, он посвятил выдающимся жителям Аугсбурга и близлежащих мест (только в "Тевтонских песнопениях" не хватает названия). посвящение). Его работа в городе возобновлялась в 1609, 1614 и 1620 годах. Рекомендованный новым капельмейстером Георгом Мезлером как "лучший органист и композитор Германии", он в 1614 году стал помощником органиста в кафедральном соборе Аугсбурга (однажды он играл там во время епархиального синода в 1610 году). Он был хорошо принят капитулом кафедрального собора, который в 1619 году заплатил ему за несколько сочинений. В 1625 году он стал главным органистом. В его обязанности на этом посту входило обучение избранных учеников соборной хоровой школы композиции и игре на органе. (Возможно, Эрбаха, играющего на органе, можно увидеть в Аугсбурге.) Эрбах начал принимать учеников еще до 1611 года. Теперь он пользовался широкой известностью как учитель и привлекал как католических, так и протестантских учеников из Аугсбурга и других городов (он сам был католиком). Среди более чем 15 известных музыкантов, которые учились у него, - Даниэль Боллиус, Иоганн Клемм, Иоганн Айхмиллер и Георг Филипп Мерц; последние двое сделали это после того, как стали капельмейстерами Аугсбургского собора (в 1617 и 1627 годах соответственно). По словам Филиппа Цинделина, он ожидал, что у его учеников "будут клавикорды, на которых они смогут ежедневно практиковаться’. В его учебную программу входило изучение музыки "самых разных выдающихся композиторов", например, Ласса. Он также заслужил уважение своих коллег как знаток органов – его несколько раз приглашали оценивать работу органных мастеров в Аугсбурге – и как композитор. Потрясения Тридцатилетней войны глубоко затронули Аугсбург в последние годы жизни Эрбаха. В 1631 году он на несколько месяцев стал членом городского совета, состоявшего исключительно из католиков. Однако, когда шведская армия заняла город в апреле 1632 года, весь совет был заменен протестантами. В сентябре 1634 года Эрбах все еще работал в городе, но год спустя, 7 сентября 1635 года, его вдова получила последнюю квартальную выплату жалованья: 9 июня 1635 года он был уволен капитулом собора, чьи уменьшившиеся средства в то время не могли содержать органиста. Вероятно, вскоре после этого он умер, поскольку его преемник на посту городского органиста, назначенный 27 мая 1636 года, сказал, что он подал заявление на этот пост годом ранее. Итальянское влияние заметно в клавишной музыке Эрбаха, которая по стилю близка к музыке Хасслера, а также в его вокальной музыке, особенно в больших полихоральных мотетах и небольших священных канцонеттах. Корпус из примерно 120 клавишных произведений состоит в основном из токкат, ричеркар и канцон, хотя представлено и несколько других форм. Три произведения, составлявшие репертуар автоматического органа, построенного в Аугсбурге в 1617 году, – "Поммершер Кунстшранк", который был уничтожен в 1945 году, – ранее приписывались Эрбаху, но теперь его авторство ставится под сомнение. Его вокальная музыка почти полностью священна. Три книги "Modi sacri tripertiti" (1604-1666) содержат вступительные слова cantus firmus, стихи "аллилуйя" и причастия к мессе на большинстве важных праздников литургического календаря. Итальянское влияние на его вокальную музыку особенно заметно в венецианской музыке, которая, по-видимому, обусловила многие фактуры и полихоральное исполнение ранних произведений для больших ансамблей. Вокальные концерты с бассо континуо можно найти в нескольких антологиях. У Эрбаха был сын, также по имени Кристиан (1603-1645), который известен как композитор только по двум песнопениям, напечатанным в сборниках того времени.

Ноты сочинений Кристиана Эрбаха на сайте библиотеки IMSLP