Энгельман (отец), Георг
ок.1575 - 1632
Назад
Георг Энгельман (отец) (Georg Engelmann (father)) - Немецкий композитор, органист и писатель
Родился около 1575 года, Мансфельд, графство Айслебен - умер 11 ноября 1632 года, Лейпциг.
Отец Георга Энгельмана. В 1593 году он поступил в Лейпцигский университет и провел там остаток своей жизни. Около 1596 года он был назначен органистом университетской церкви Святого Павла, а затем стал там музыкальным руководителем, на этой должности Сетус Кальвизиус некоторое время сотрудничал с ним. В 1625 году он также стал органистом церкви Томаскирхе; Иоганн Шейн и Тобиас Михаэль последовательно занимали должность канторов в течение его пребывания там. Он занимал оба своих поста вплоть до своей смерти, наступившей в результате чумы; Пол Флеминг почтил его память латинской элегией. Опубликованные музыкальные произведения Энгельмана были широко известны в центральной Германии. Его отдельные мотеты, которые практически все написаны для шести-восьми голосов, а иногда и для двух хоров, являются грамотными, хорошо написанными произведениями. Его "quodlibet" – это длинное моноспектакльное произведение, состоящее из 72 музыкальных и текстовых фраз из 53 различных мотетов и немецких песен 12 композиторов – Ласса, Хандля, Сканделло, Мейланда, Виктории, Шлегеля, Иво де Венто, Иеронимуса Преториуса, Верта, Певернажа, Массайно, Кнефеля - и некоторых анонимных произведений. Судя по титульному листу, юмористическая смесь латинских и немецких слов и связанной с ними музыки была написана для любителей музыки и друзей в Лейпциге. Особого внимания заслуживают три тома "Танцев" Энгельмана (1616-22). Они состоят в основном из паван и гальярд, соединенных в пары на английский манер, причем каждая пара связана тонально, а часто мелодично и гармонично. Энгельман любил давать своим танцам причудливые названия и использовал анаграммы, чтобы подчеркнуть связи между парами; например, за паваной под названием "Мирар" следует гальярд под названием "Римар". Английское (а также северонемецкое) влияние также прослеживается в английских джигитовых мелодиях. Хотя вступительные пассажи его паван по структуре напоминают мотеты, Энгельманн, подобно Шейдту и Томасу Симпсону, в целом придерживался более современного, свободно-полифонического стиля, характеризующегося идиоматическим написанием строк и блестящей, иногда декоративной фигурностью в двух верхних частях. Помимо его интересной хроники музыкальных и других событий в Лейпциге примерно с 1597 по 1632 год, он, по-видимому, написал по крайней мере еще одно прозаическое произведение, поскольку и Вальтер, и Маттесон ссылались на его “музыкальные рассуждения о новой и старой музыке”.