Эндлер, Иоганн Самуэль
1694 - 1762
Назад
Иоганн Самуэль Эндлер (Johann Samuel Endler) - Немецкий композитор
Родился 26 июля 1694 года, Ольбернхау, графство Эрцгебирге - умер 23 апреля 1762 года, Дармштадт.
Его отец был органистом и школьным учителем в Ольбернхау. Никаких документов, касающихся школьного образования Эндлера, не известно, но многие обстоятельства, включая его связи с Кристофом Граупнером, позволяют предположить, что он посещал школу Томаса в Лейпциге. В 1716 году он поступил в тамошний университет. Архивные документы, касающиеся Нойкирхе, свидетельствуют о том, что Эндлер, будучи еще студентом, в 1720 году замещал там органиста и заведующего кафедрой церковной музыки. С 1721 по 1723 год он руководил музыкальной коллегией Фаша. Когда Граупнер находился в Лейпциге в связи со своим ходатайством о назначении Томаса кантора, он, очевидно, предложил Эндлеру должность в Дармштадте, и последний в 1723 году был принят при дворе в качестве альтиста и скрипача. До 1740 года он был назначен концертмейстером, а затем (до 1744 года) вице-капельмейстером при Граупнере. После смерти Граупнера в 1760 году Эндлер унаследовал его должность, которую занимал до своей собственной смерти два года спустя. Сохранились три ранние церковные кантаты и одна светская кантата (политическая сатира "Раритетный человек", написанная в 1747 году по случаю празднования дня рождения ландграфа Людвига VIII); другая светская кантата, "Нахтвахтер" (1746), была утрачена. Остальные сохранившиеся произведения Эндлера написаны для оркестра. Две трети симфоний были написаны для специальных торжеств и впервые исполнены в период с 1748 по 1761 год в Кранихштайне, любимом охотничьем замке ландграфа. Часто с богатой оркестровкой, они умело используют особенно многочисленную группу придворных музыкантов-виртуозов, играющих на медных и духовых инструментах. Они состоят из части современного аллегро, за которой следует сюита из шести дополнительных частей с танцевальными, темповыми и, иногда, характерными названиями. Элементы концертанта очевидны, за исключением первых частей. Увертюры похожи, за исключением того, что первая часть написана в форме французской увертюры, тональное единство сохраняется на протяжении всего цикла и представлен больший выбор танцевальных движений. Рукописи сочинений Эндлера с автографами, а также превосходные копии других его произведений XVIII века находятся в Гессенских землях и Высшей библиотеке в Дармштадте.
Ноты сочинений Иоганна Самуэля Эндлера на сайте библиотеки IMSLP