Элиас, Хосе
1678 - 1755
Назад
Хосе Элиас (José Elías) - Каталонский органист и композитор
Родился в 1678 году, Мойя - умер в 1755 году, Мадрид.
Он был уроженцем Каталонии и в юности выучил более 300 работ Кабанилья (из чего можно сделать вывод, что он был учеником валенсийского мастера). Он принял сан священника и служил органистом в церкви Хусто и пастора в Барселоне с 1715 по 1725 год, после чего переехал в Мадрид, чтобы стать "капелланом величества" и главным органистом монастыря Дескальза-Реалес. Некий Джозеф Элиас был органистом в монастыре иеронимитов Эль-Парраль, Сеговия, со 2 мая 1739 по 2 апреля 1741 года, но неизвестно, был ли это один и тот же человек. Лоренс пришел к выводу, что он, должно быть, умер около 1755 года. О высоком уважении, которым Элиас пользовался у своих современников, свидетельствуют высказывания королевских органистов Небры, Альберо и Оксинаги, предваряющие его "Обра де Органо" 1749 года, в которых они восхваляют совершенство его музыки и называют его "отцом и патриархом хороших органистов". Солер приписывал Элиасу новаторскую работу в области использования дистанционных ключей ("Удовлетворение и восстановление точности’, Мадрид, 1765). Органные произведения Элиаса делятся на две основные категории: более крупные пьесы (по-разному называемые пьеза, обра, тьенто, пасо, токата, интенто и т.д.) и наборы коротких куплетов для альтернативного использования в мессах или служебных псалмах. Текстуры в более крупных произведениях включают аккордовые прогрессии, часто с диссонирующими паузами (фальсы), виртуозную фигурность на фоне устойчивых гармоний и близкую к фугальной имитацию. Многие из крупных произведений разделены на части и демонстрируют все три стиля, иногда в своеобразной аранжировке "прелюдии и фуги". Короткие стихотворения, как правило, являются фугальными. Элиас остался верен полифонической испанской органной традиции; в то время как в его музыке заметно влияние итальянского барокко, в ней мало признаков стиля рококо или идиомы, более подходящей для клавесина, чем для органа. Его музыка отличается широким и образным тематическим материалом, красочными и часто хроматическими прогрессиями, четкими тональными схемами и искрометным имитационным контрапунктом; но нельзя упускать из виду слабые стороны его крупных произведений, особенно поздних, а именно: затянутость, повторяемость, недостаточную вариативность материала и чрезмерное использование последовательных прогрессий. Однако вполне вероятно, что музыка была сильно приукрашена и разнообразна в исполнении.
Ноты сочинений Хосе Элиаса на сайте библиотеки IMSLP