Эльсман, Генрих
? - ок.1624
Назад
Генрих Эльсман (Heinrich Elsmann) - Немецкий писатель о музыке и композитор
Родился в Брауншвейге - умер 1624 (?).
С 1617 года он числился преподавателем гимназии в Брауншвейге, а с 1619 года - кантором в Вольфенбюттеле и носил звание “магистр”. В исполнении церковной музыки в церкви Святой Марии в Вольфенбюттеле ему помогали два органиста церкви, Кристоф Селле и Мельхиор Шильдт. После 1624 года от него не осталось и следа; три года спустя Вольфенбюттель был разрушен. Учебник латино–немецкого языка Эльсмана для преподавания школьной песни выдержал три издания. По образцу многих версий "Музыкального сборника" Генриха Фабера (1548), в частности, Мельхиора Вульпиуса (1610), первое издание, "Латино–германский музыкальный сборник" (Вольфенбюттель, 1617), ограничивается изложением основных правил пения и сольмирования. Заслуживают внимания десять правил, касающихся особенностей записи; триплетная группа crotchet должна интерпретироваться как два crotchet и minim. Все содержание было воспроизведено слово в слово в двух более поздних изданиях, за исключением того, что в третьем издании, Compendium musicae latino-germanicum pro tyronibus (Вольфенбюттель, 1624), были опущены три правила нотации, относящиеся к окраске и полуцветности. Второе издание, Compendium musicae latino-germanicum, с кратким изложением трактата о модах (Вольфенбюттель, 1619), более чем в четыре раза больше по объему. Глава о модах, написанная на латыни, была предназначена для продвинутых учеников. Каждая шкала состоит из 5-й и 4-й; только в случае фригийского лада 6-я появляется рядом с 5-й. В качестве реперсоналий во всех ладах (включая фригийский) звучат ключевая нота и 5-я, с соответствующей октавой. Издание 1619 года также содержит обширный музыкальный раздел, состоящий из трех четырехголосных метрических гимнов, которые исполнялись на переменах; 17 переложений од Людвига Хельмбольда, в основном Иоахима Бурка; и 14 хоралов, которые ученики пели в унисон на похоронах. Издание 1624 года состоит только из основного учебного пособия и 14 хоралов. Из музыки Эльсмана сохранились только два свадебных мотета: "Surge", "propera", для шести голосов (Вольфенбюттель, 1620) и "Ein freundlich Weib", для пяти голосов. Один печатный сборник "Гимны жертвоприношений и годовщин в церковной жизни" для четырех голосов (Вольфенбюттель, 1621) и два мотета, четырехголосый "Si bona successimus" и восьмиголосый “Gott sey mir gnädig”, утрачены.