Элсбет, Томас
середина 16 века - ок.1624

Назад

Томас Элсбет (Thomas Elsbeth) - Немецкий композитор

Родился в середине 16 века, Нойштадт (северный Кобург), Франкония - умер после 1624 года, Яуэр (ныне Явор), Силезия. 

В 1616 году он описал себя как "бедного и старого" и, таким образом, вероятно, родился в середине XVI века. Поскольку он всегда называл себя "Неаполитанец Франк", он, должно быть, родился в Нойштадте во Франконии, а поскольку в 1602 году он опубликовал в Кобурге "Книгу о новых австралийских писателях и великих лидерах", вполне вероятно, что Нойштадт, о котором идет речь, находится недалеко от Кобурга. Его первые публикации появились во Франкфурте-на-Одере, так что, возможно, он был связан с Бартоломеем Гезиусом, который был там кантором. Несмотря на сообщения современников о том, что он учился во Франкфуртском университете Виадрина, его имя не встречается в университетском реестре. Посвящение книги "Новая жизнь христианина" и "Вечная жизнь лидера" "почетным членам городского совета Бреслау" свидетельствует о его знании города, так что, возможно, он жил там до приезда во Франкфурт. Публикация его "Избранных и новых священных книг" в Лигнице в 1606 году и последующие публикации там же, с посвящениями местным деятелям, указывают на то, что он, возможно, несколько лет проживал в этой резиденции герцогов Силезии. Однако о его профессии в Лигнице ничего не известно; он не упоминается в городских записях о канторах, органистах и других музыкантах. Надписи также указывают на то, что он провел 1616-24 годы в Яуэре, недалеко от Лигница, и, возможно, там же умер. Элсбет известна как автор около 100 песен для трех, четырех и пяти голосов, некоторые в мажорной тональности, некоторые в смеси мажора и минора, а также около 150 мотетов, ранних на латыни и большинства поздних на немецком. Песни Элсбет в основном состоят из двух типов – простые, гоморитмичные песнопения и полифонические хоральные песнопения. Из всех песнопений особенно интересны два сборника Евангелиен. Каждое из них содержит 30 вариантов изложения Евангелий для следующих друг за другом воскресений – от Адвента до четвертого воскресенья после Пасхи в томе 1616 года и от этого до Адвента в томе 1621 года. Эти переложения отличаются от переложений других композиторов тем, что они содержат не только собственно евангельские тексты, но и пояснительные вступительные парафразы; так, притче о фарисее и мытаре на 11-е воскресенье после Троицы предшествуют слова "Den Pharisaeer verdammt sein stolz Gebet" ("Гордая молитва фарисея осуждает фарисея за то, что он сделал"). он’). Эти евангельские сцены, которые являются примерами песнопений типа Спруха, были описаны как поэтические толкования проповеди. Скорее всего, они исполнялись либо вместо чтения Евангелия нараспев, либо как самостоятельная композиция непосредственно перед проповедью. Элсбет не использовала континуо (которое было привезено из Италии в последние годы его жизни); почти все его постановки состоят из пяти частей, большинство из которых “должны быть спеты и сыграны”.

Ноты сочинений Томаса Элсбета на сайте библиотеки IMSLP