Ефрем, Мутио
1549 - ок.1626

Назад

Мутио Ефрем (Mutio Effrem) - Итальянский композитор и музыкант

Родился 4 ноября 1549 года, Бари - умер после 1626 года, Неаполь. 

Согласно его собственному свидетельству, он в течение 22 лет состоял на службе у Карло Джезуальдо, принца Венозы, и его долгое пребывание в Неаполе привело к тому, что позже его стали называть неаполитанским музыкантом. Начиная с декабря 1615 года, он в течение трех с половиной лет служил при дворе Мантуи в звании маэстро ди капелла герцогской камеры. С 3 июня 1619 по октябрь 1622 года он был музыкантом при дворе великого герцога во Флоренции. В 1623 году он вернулся в Неаполь, где, по-видимому, оставался до конца своей жизни. В последний раз о нем слышали в 1626 году, когда в Неаполе появилась посмертная книга мадригалов из шести частей Джезуальдо, которую он подготовил к публикации и к которой написал посвящение. Его музыкальная постановка была небольшой: вилланелла из трех частей, мадригал для четырех голосов, пять для пяти голосов и одна для двух сопрано и континуо. За исключением одного из пятичастных мадригалов, эти произведения появлялись в коллекциях 1574, 1582, "Первое собрание мадригалов и песен" Ф.А. Басео (Венеция, 1582), 1591, 1609 и 1617. Две композиции из сборника 1617 года были написаны для постановки "Маддалены", священного представления, которое Джованни Баттиста Андреини написал для Мантуи в 1617 году (Монтеверди был одним из авторов музыки к нему). Однако Ефрема помнят главным образом не за его музыку, а за его критику "Сопра иль сесто либро мадригалов М. Марко да Гальяно", которая несколько лет циркулировала в рукописи, прежде чем была напечатана в Венеции в 1623 году. Это книга с поразительной злобой, в которой жестокость нападок на музыку Гальяно и на него лично почти не имеет аналогов. В нем 14 пятичастных мадригалов из шестой книги Гальяно перепечатаны в партитуре с подробными комментариями об ошибках в написании частей, неправильных каденциях, неправильном использовании хроматизма, нарушении ладов и общей путанице в жанрах, в результате которой мадригал ошибочно принимают за канцонетту, как консервативную ефремовскую мелодию. видел их. Он также обвинил Гальяно в плагиате отрывков из пятой и шестой книг мадригалов Джезуальдо. В частности, Ефрем утверждал, что фрагменты из опер Гальяно "Я хочу, чтобы ты был рядом" и "Я хочу, чтобы ты был рядом со мной" были взяты из опер Джезуальдо "Фелициссимо сонно" и "Ты хочу, чтобы ты был рядом со мной" соответственно. В обоих случаях сходство незначительно, и, по сути, Ефрем действительно рекомендовал музыку Джезуальдо в качестве композиционной модели для Гальяно. Более того, те самые вольности в написании партий и хроматизме, за которые консервативный Ефрем так резко осуждал Гальяно, гораздо более заметно проявляются в музыке Джезуальдо. Ефрем включил в список порицания свой собственный мадригал как демонстрацию хорошего контрапункта, но в нем присутствуют некоторые ошибки, которые он осудил в творчестве Гальяно. Самым значительным результатом порицания, по-видимому, стало увольнение Ефрема со своего поста во Флоренции; возможно, он не предвидел, что нападение на Гальяно, маэстро капеллы великого герцога Тосканского, будет расценено как нападение на сам двор Медичи.

Ноты сочинений Мутио Ефрема на сайте библиотеки IMSLP