Экклз, Джон
1668 - 1735

Назад

Джон Экклз (John Eccles) - Английский композитор

Родился в 1668 году, Лондон - умер 12 января 1735 года, Хэмптон-Уик.

Единственный сын Генри Экклза (1). Его ошибочно считали сыном Соломона Экклза (1) и братом Генри (2) и Томаса Экклза. Первое, что известно о Джоне Экклзе, - это публикация нескольких песен в 1691 году. В 1693 году он стал активным композитором Объединенных трупп Королевского театра на Друри-Лейн. Его первым заданием было написать диалог для дебютной партии актрисы Энн Брейсгедл в опере Томаса Д'Юрфи "Наследница Ричмонда"; диалог был настолько успешным, что вскоре он стал одним из самых популярных театральных композиторов Лондона. Признавая способность Экклза писать для своих нужд, миссис Брейсгедл, несомненно, под его руководством, впоследствии пела только его музыку. Работая в The United Companies, Экклз написал для нее знаменитую безумную песню "I burn, I burn" из второй части "Дон Кихота" Д'Юрфи, а также главную роль в фильме-маске "Похищение Европы" и множество других песен. Особенно важным в этот период является его постановка трех сцен с ведьмами, ранее вставленных Давенантом в "Макбета". Помимо своей театральной деятельности, Экклз стал обычным музыкантом без гонорара в Королевском оркестре. В 1695 году главные действующие лица "Объединенных компаний" восстали против тирании и вульгарности ее директора Джона Рича и под руководством Томаса Беттертона основали новую труппу на Линкольнс-Инн-Филдс. Экклз последовал за миссис Брейсгедл в новый театр и стал его музыкальным руководителем. Здесь он продолжал поставлять постоянный поток песен для различных спектаклей, а также две полностью спетые пьесы-маски для миссис Брейсгедл, "Любовь Марса и Венеры" П.А. Мотте и "Ацид и Галатея", а также драматическую оперу "Ринальдо и Армида" Джона Денниса. Среди других важных работ Линкольнс-Инн-Филдс - "Две маски", "Геркулес и Иксион", и музыкальная феерия "Европейские гуляния во имя мира", посвященная подписанию Рисвикского мира в 1697 году. Все еще активно работая при дворе, 2 сентября 1696 года Экклз сменил Томаса Толлета на посту одного из 24 штатных музыкантов короля, а 30 июня 1700 года был назначен "мастером музыки в кабинете доктора Стэгинса". Жесткая конкуренция между "Юнайтед Компани" и "Линкольнс Инн Филдс" привела к снижению качества как музыки, так и драматургии к 1700 году. В то время как игроки Lincoln's Inn Fields старались соответствовать старым стандартам, the old company предлагала новшества в виде итальянских певцов и французских танцоров, канатоходцев, акробатов и тому подобных развлечений. Когда Уильям Конгрив предложил свою пьесу-маску "Судный день Парижа" в качестве основы для музыкального конкурса, спонсируемого "несколькими выдающимися личностями", он, должно быть, надеялся улучшить состояние театральной музыки. Партитуры были представлены Экклзом, Дэниелом Перселлом, Готфридом Фингером и Джоном Уэлдоном. Несмотря на великолепную постановку и всеобщее восхищение интерпретацией "Венеры" миссис Брейсгедл, музыка Экклза получила лишь вторую премию. Первый достался Уэлдону, который затем отказался от театральной композиции в пользу духовной музыки. Постановка Экклза, однако, была самой популярной, и они с Конгривом продолжили сотрудничество, создав оду ко дню Святой Цецилии в 1701 году. Продолжая поставлять в Линкольнс-Инн-Филдс музыку для многих спектаклей, Экклз также написал необходимые придворные оды, а к 1704 году закончил вокальную музыку для драматической оперы Грэнвилла "Британские чародеи". Примерно в это же время Конгрив и сэр Джон Ванбру заключили партнерство и начали строительство театра на Хеймаркет-стрит в качестве нового здания для труппы в Линкольнс-Инн-Филдс. Логично предположить, что Конгрив планировал оперу на либретто "Семела" к открытию нового театра в 1705 году; Однако партитура Экклза была закончена только в 1707 году, когда итальянская опера прочно обосновалась в Лондоне, а Конгрив покинул театр. Хотя "Британские чародеи" были успешно поставлены на Хеймаркете в 1706 году в противовес итальянской опере, "Семела" так и не была поставлена. После этого разочарования, а также, вероятно, из-за смерти или ухода на пенсию многих своих коллег, Экклз удалился в Хэмптон-Уик, где, по словам Хокинса, занялся своим любимым видом спорта - рыбной ловлей. Однако он продолжал активно работать в качестве придворного композитора, сочиняя ежегодные оды к Новому году и дню рождения государя вплоть до своей смерти и время от времени сочиняя театральные пьесы. В своем завещании он оставил по шиллингу каждой из своих трех дочерей; остальное состояние перешло к его служанке Саре Гейнор. Величайший талант Экклза раскрывается во многих его песнях. Замечательные своими прекрасными мелодиями и безупречной просодией, они быстро передают настроение и тонкости поэзии и прекрасно исполняются. Его крупные работы отличаются драматическим ритмом и тщательно продуманной тональной архитектурой. В последнем отношении он превзошел даже Перселла и намного опередил свое время. Экклз завершил традицию Реставрации. После смерти Перселла в 1695 году он, несомненно, стал величайшим из театральных композиторов эпохи реставрации. Идя по стопам Перселла, "Суд над Парисом" стал последним спектаклем-маскарадом, "Британские чародеи" положили конец эпохе драматической оперы, а ода в честь Дня святой Сесилии стала последним ежегодным празднованием в честь этой святой. В "Семеле" Экклз обратился к итальянскому стилю и добился слияния английских и итальянских элементов, сравнимого с тем, чего добился Перселл, объединив французский и английский стили. Что еще более важно, он также создал чувственный речитатив секко, более подходящий для английского языка, чем любой другой, который использовался в течение примерно 200 лет. Если бы "Семела" была поставлена, она могла бы заложить основы национальной английской оперы.

Ноты сочинений Джона Экклза на сайте библиотеки IMSLP