Эккард, Йоханнес
1553 - 1611

Назад

Йоханнес Эккард (Johannes Eccard) - Немецкий композитор

Родился в 1553 году, Мюльхаузен, Тюрингия - умер в 1611 году, Берлин. 

Он был учеником средней школы в Мюльхаузене, где, вероятно, получил свое первое музыкальное образование у молодого кантора Иоахима а Бурка. Он был певчим в придворной капелле Веймара с 1569 года до ее расформирования в 1571 году, а с тех пор до конца 1573 года пел в баварской хофкапелле в Мюнхене; он также был учеником Лассуса. Зимой 1573-1574 годов, живя в Мюльхаузене, он возобновил прежнее знакомство с Иоахимом Бурком и познакомился с поэтом Людвигом Гельмбольдом, который был там дьяконом с 1571 года. Родители Эккарда покинули Мюльхаузен в 1579 году, когда его отца обвинили в незаконных связях с замужней женщиной. В 1577 и 1578 годах композитор гостил в доме Якоба Фуггера в Аугсбурге и посвятил ему свою пятичастную мессу "Мое сердце, которое я рекомендую вам". В 1579 году он ненадолго задержался в Мюльхаузене, чтобы получить свидетельство о рождении, необходимое ему для поступления на службу к маркграфу Георгу Фридриху Бранденбург-Ансбахскому, который, будучи назначен управляющим герцогства Пруссия в 1578 году, переехал со своими музыкантами в Кенигсберг. В реестрах капеллы за 1580 год имя Эккарда впервые фигурирует в списке певцов; однако в домашней книге с самого начала он упоминается как заместитель капельмейстера. В 1586 году маркграф вернулся в Ансбах со своим капельмейстером (Теодором Риччо) и большей частью своего музыкального учреждения, оставив Эккарда в Кенигсберге в качестве заместителя капельмейстера. Хотя Эккард фактически исполнял там обязанности первого заместителя, он не был назначен собственно капельмейстером до 1604 года, когда курфюрст Иоахим Фридрих Бранденбургский стал управляющим Пруссией после смерти маркграфа Георга Фридриха. В 1608 году Иоахим Фридрих передал Эккарду единоличное управление музыкой в своей главной резиденции в Берлине; композитор оставался там капельмейстером до самой своей смерти, служа как Иоахиму Фридриху, так и его преемнику Иоганну Сигизмунду. Творчество Эккарда сосредоточено в основном на лютеранском хорале. Во второй половине XVI века хорал развивался одновременно в двух противоположных направлениях: с одной стороны, мелодия была перенесена с тенора на верхнюю часть и просто гармонизирована; с другой стороны, она свободно трактовалась в сложном полифоническом стиле. Эккард внес свой вклад в развитие обоих направлений. Хорал "Песни о любви" 1597 года принадлежит к более простому жанру; в предисловии к изданию ясно показана связь этого произведения с 50-ю песнями и псалмопевцами Лукаса Осиандера из четырех частей (хоралы и псалмы написаны полифонически таким образом, чтобы прихожане могли участвовать в их пении). Однако настройки Eccard несколько уступают настройкам Osiander не только из-за их более полной пятичастной структуры, но и из-за искусно проработанных внутренних частей, которые создают иллюзию полифонии; тем не менее, даже самые сложные настройки не настолько сложны, чтобы помешать собранию присоединиться к ним в верхней части. линия. Вместе с Лехнером, Гансом Лео Хасслером и, в частности, Михаэлем Преториусом, Эккард был одним из главных протестантских композиторов хоральных песнопений (альтернативный жанр), работавших на рубеже 17-го века, и в этой области заключается его самый важный вклад. Мотеты из двух томов "Прейссишен фестлидер" (изданных вместе с произведениями Стобея в 1642 и 1644 годах) показывают, что он был "истинным учеником всемирно известного и прославленного Орланди [Лассуса]" в том смысле, что он, как и его учитель, был способен осознать весь подтекст текста в терминах благодаря тесной взаимосвязи слов и нот и соответствующему разнообразию текстур: такие сцены, как пятичастная "Свадьба Марии Гехт" и шестичастная "Война Захарии с Ганцем Ферстуммом" и "О великой радости для Химмель кам", отражают внутреннюю теплоту стихов Хельмбольда, к которому Эккард на протяжении всей своей жизни постоянно возвращался. О том, насколько сильно влияние Эккарда ощущалось еще долгое время после его смерти, свидетельствуют не только многочисленные посмертные издания его произведений, но и такое сочинение, как оратория Иоганна Себастьяни "Страсти по Матфею" (Кенигсберг, 1672), в которой хоралы с вкраплениями явно заимствованы из тома Эккарда 1597 года. В 19 веке музыка Эккарда считалась воплощением идеала a cappella, а в эпоху протестантского возрождения в нем видели аналог Палестрины, которого цецилиане почитали как классическую фигуру католической церковной музыки. Это высокое уважение особенно заметно в стандартном труде Винтерфельда, в котором раздел объемом более 60 страниц посвящен Эккарду, единственному представителю XVI века. Благодаря Винтерфельду музыка Эккара получила высокую оценку Брамса. Из произведений второстепенного значения следует упомянуть священные оды, которые по своей гомофонической лексике напоминают жанр светской схоластической оды начала XVI века. Эккарда также привлекла итальянская вилланелла, о чем ясно свидетельствует название посмертно опубликованной "Священной книги для подражания итальянскому вилланеллу" (1626).

Ноты сочинений Йоханнеса Эккарда на сайте библиотеки IMSLP