Эберлин, Иоганн Эрнст
1702 - 1762
Назад
Иоганн Эрнст Эберлин (Johann Ernst Eberlin) - Немецкий композитор и органист
Крещён 27 марта 1702 года, Йеттинген, Северный Бургау, Бавария - умер 19 июня 1762 года, Зальцбург.
Он посещал гимназию в Аугсбурге, но всепоглощающий интерес к музыке не позволял ему полностью отдаваться учебе. Его музыкальное образование было таким же, как у Леопольда Моцарта. Будучи 11-летним мальчиком, Эберлин участвовал в школьных постановках музыкальных пьес; в последующие годы этот вид драматической музыки часто занимал его как композитора. Эберлин прибыл в Зальцбург в 1721 году и был студентом бенедиктинского университета до 1723 года, но не закончил курс обучения. В 1726 году он стал четвертым органистом Зальцбургского кафедрального собора, а к 1749 году дослужился до звания придворного и соборного капельмейстера. Леопольд Моцарт в своем описании музыкального истеблишмента Зальцбурга (опубликованном в "Истории и критике музыки" Ф.В. Марпурга, III, Берлин, 1757) назвал Эберлина "основательным и совершенным мастером композиторского искусства" … Он полностью владеет нотами и сочиняет легко и быстро … Его можно сравнить с двумя известными и трудолюбивыми композиторами, (Алессандро) Скарлатти и Телеманом’. Эберлин был в дружеских отношениях с семьей Моцартов и духовенством аббатства Святого Петра в Зальцбурге, часто сочиняя там музыку для особых случаев. В 1752 году дочь Эберлина Мария Йозефа Катарина вышла замуж за Антона Каэтана Адльгассера, который два года спустя стал органистом кафедрального собора. В 1754 году Эберлин получил почетное звание титулярного канцлера, или королевского управляющего, и на момент своей смерти пользовался большим почетом и уважением. Эберлин написал практически все виды музыки, на которые был официальный спрос в Зальцбурге. Он написал по меньшей мере 91 драматическое произведение для придворного театра, университета и монастыря Ноннберг. Музыка в основном выдержана в традиционном итальянском стиле, с речитативами в стиле секко и аккомпанементом к ним, а также расширенными ариями да капо. Также встречаются простые песни в стиле южногерманской народной музыки. Некоторые оратории, вероятно, были инсценированы в декорациях. С 1742 года он писал музыку для многочисленных школьных спектаклей и ораторий, исполнявшихся в университете и соборе Святого Петра – местной театральной и музыкальной традиции, которая исчезла вскоре после его смерти. В школьных спектаклях часто звучат комические интермеццо с отрывками на зальцбургском диалекте и эпизодическим использованием мелодраматических элементов. "Король Венгерский" (1753) была поставлена в 1761 году в честь архиепископа, в ней приняли участие 146 человек, в том числе пятилетний В.А. Моцарт. Эберлин оказал влияние на композиторов следующего поколения главным образом благодаря своей духовной вокальной музыке. Несколько современных рукописных партитур, которые обычно делались для учебных целей, содержат произведения Эберлина, написанные в основном в строгом контрапунктическом стиле, традиционно используемом для рождественского и великого поста. Наиболее известной является рукопись, датируемая примерно 1733 годом, которая содержит 19 литургических произведений Эберлина и Михаэля Гайдна, 18 из которых написаны рукой Леопольда Моцарта: эта рукопись неоднократно упоминается в переписке между Леопольдом и Вольфгангом Моцартами. Они оба были высокого мнения о контрапунктическом творчестве Эберлина; Леопольд, посылая эти партитуры своему сыну, отметил, что они по-прежнему являются хорошим образцом для написания текстов для церкви. В последующие годы Вольфганг продолжал восхищаться вокалом Эберлина, хотя и пересмотрел свое мнение о его клавишных фугах. Эти фуги, одна из которых долгое время приписывалась И.С. Баху, были единственными произведениями Эберлина, опубликованными при его жизни. Его трактат Fundamenta partiturae сохранился в копии, сделанной в 1766 году.
Ноты сочинений Иоганна Эрнста Эберлина на сайте библиотеки IMSLP