Эбелинг, Иоганн Георг
1637 - 1676

Назад

Иоганн Георг Эбелинг (Johann Georg Ebeling) - Немецкий композитор и педагог

Родился 8 июля 1637 года, Люнебург - умер 4 декабря 1676 года, Штеттин. 

Самое раннее образование он получил в гимназии Святого Иоганна в Люнебурге, где, как явствует из сохранившихся музыкальных каталогов Иоаннискирхе, усердно занимался музыкой. Еще в 1651 году он приобрел у кантора Иоаннискирхе Михаэля Якоби глубокие познания в немецких священных песнях continuo; более того, Люнебург в то время был самым важным центром публикации таких песен. С 1658 года Эбелинг изучал теологию в университете Хельмштедта. В 1660 году он получил назначение в Гамбургскую музыкальную коллегию, основанную Маттиасом Векманом в 1659 году при поддержке Иоганна Риста. В 1662 году, после смерти Йоханнеса Крюгера, он сменил его на посту кантора Николаикирхе в Берлине, где поэт Пауль Герхардт работал дьяконом с 1657 года. Несмотря на то, что в 1663 году его отец успешно подал прошение о приеме Якоби на должность в Люнебург, он предпочел остаться в Берлине, где называл себя "музыкальным руководителем в главных церквях". Только после того, как внутренняя церковная политика привела к отставке Герхардта, он сам покинул Берлин в 1667 году; он стал главным учителем музыки в гимназии Каролинум в Штеттине, где оставался до своей смерти. Тот факт, что он также преподавал там греческий язык и поэзию, свидетельствует о широте его познаний. Эбелинг важен для музыки и гимнологии, потому что он был первым, кто собрал гимны Герхардта. В его издании Pauli Gerhardi geistliche Andachten, которое безошибочно соотносится с люнебургскими песенными изданиями, содержится 120 гимнов, и для 112 из них он предоставил мелодии с простыми четырехчастными гармонизациями; в многочисленных более поздних изданиях содержалась только мелодия и басовое продолжение "для большего удобства’. В музыкальном плане это более важно для некоторых мелодий Эбелинга, чем для его настроек. Его партитуры написаны в строгом соответствии со стилем "Praxis pietatis melica" Йоханнеса Крюгера (1647) и "Psalmodia sacra" (1657-1688), но некоторые из его мелодий демонстрируют гораздо большую независимость. Другие, однако, более традиционны и свидетельствуют о влиянии кальвинистской псалтири или танцевальных песен, которые были особенно популярны в то время; с другой стороны, есть несколько примеров ранней пиетистской сольной песни. Декорация "Гибрида цуфриден и сей штиль", несомненно, является одним из лучших произведений такого рода (см. Бланкенбург). Эбелинг предназначал свою музыку для домашнего богослужения, а не для богослужебных собраний, и она действительно чаще использовалась именно таким образом. Три его мелодии до сих пор входят в основной репертуар протестантских гимнов. Он также написал одну из самых первых работ по истории музыки "Archaiologiae Orphicae", то есть "Древняя музыка" (Штеттин, 1675).

Ноты сочинений Иоганна Георга Эбелинга на сайте библиотеки IMSLP