Ист, Майкл
1580 - 1648
Назад
Майкл Ист (Michael East) - Английский композитор
Родился в 1580 году - умер в 1648 году, Личфилд.
Ранее считалось, что он был сыном печатника Томаса Иста, но в завещании последнего он не упоминается. В нем упоминается некий "Козон Пирсон, живущий в Майнуолле (?Милденхолле) на севере Эли", месте, с которым был связан композитор, что отдаленно намекает на более отдаленные отношения между этими двумя людьми. Действительно, судя по его показаниям в гражданском деле, Томас Ист приходился Майклу дядей. Имя Майкла впервые появляется в качестве соавтора книги Морли “Триумфы Орианы”, и из-за позднего поступления его статья была напечатана на первых страницах. В 1606 году он получил степень бакалавра в Кембридже; его второй сборник книг, опубликованный в том же году, озаглавлен ‘из Эли Хаус Холборн’. Вполне возможно, что в это время он служил вдовствующей леди Хаттон, которая занимала часть этого лондонского дворца епископов Эли; посвящение последнего комплекта 1638 года сэру Кристоферу Хаттону доказывает связь с семьей. В марте 1609 года Ист присоединился к хору кафедрального собора Эли в качестве мирянина вместо Ральфа Амнера. Бухгалтерские книги собора показывают, что "мистер Майкл Эсте" не получал никаких выплат после середины лета того же года, а на Михайлов день 1610 года его имя исчезло из списка мирян-клерков. О нем больше ничего не упоминается до Михайлова дня 1614 года, когда он всего на один семестр заменил мирянина. После этого его имя исчезает из записей Эли. Тот факт, что ему иногда платили по доверенности и что он не упоминается во время церковных посещений собора в мае 1610 и 1613 годов, подтверждает предположение о том, что он никогда не посещал его регулярно или на постоянной основе. Незадолго до 1618 года он переехал в Личфилд, так как на титульном листе четвертого набора он озаглавлен "Наставник певчих в кафедральной церкви’. Антиквар Элиас Эшмол (1617-1692) назвал его "моим учителем пения" и дал понять, что он не был также органистом собора, упомянув Генри Хайнда как обладателя этой должности. В 1620 году колледж Святого Иоанна в Оксфорде поручил Исту за плату в 44 шиллинга написать "гимн Святого Иоанна" ("Когда они уходили"), который он, очевидно, посетил в Оксфорде, чтобы послушать; позже он был опубликован в его сборнике 1624 года, посвященном Джону Уильямсу, епископу Линкольнскому, в благодарность за ежегодную выплату, которую он отдал Исту после того, как услышал его "некоторые стихи" (вероятно, гимны). В завещании Иста (PCC 77, Эссекс), датированном 7 января 1648 года, сообщается, что он жил в соборе Клоуз, что его жена Дороти и дочь Мэри Хамерсли были живы, и что у него были сын и внук (двух лет) по имени Майкл. Завещание было составлено 9 мая 1648 года. Исту необычайно повезло, что так много его работ было опубликовано. Семь сборников его книг, хотя и содержат мало интересного о музыке, являются ценным путеводителем по меняющимся музыкальным вкусам Англии начала XVII века. Первые два комплекта, выпущенные в период расцвета мадригала, полностью выдержаны в итальянском стиле и по содержанию. В третьем и четвертом сетах, однако, песни и гимны в стиле консорт соседствуют с настоящими мадригалами и канцонетами, а третий сет даже включает в себя расширенную последовательность фантазий для виолончели. Вероятно, важно, что эта книга, первая публикация Иста, включающая музыку для виолончели, появилась вскоре после того, как он присоединился к хору кафедрального собора Эли, где уже существовала очень сильная традиция преподавания игры на виоле. Возможно, этому начинанию способствовали энтузиазм и опыт таких музыкантов, как Джон Амнер и Томас Уайборо. 20 трехчастных пьес для виолончели - вот и все содержание пятого сета. Названия сборников партий (Cantus, Quintus и Bassus), обозначение "Песни... подходящие как для виол, так и для воев", а также названия пьес наводят некоторых авторов на мысль, что первоначально это были мадригалы из пяти частей, адаптированные с учетом растущего спроса на инструментальную музыку. нет признаков сокращения партий (Кантус и квинта указывают на два равных голоса), вступительная часть часто не может соответствовать словам названия, и в любом случае название "фантазий" восходит ко временам Тая, как и пение композиций без слов. Фрагменты того же рода встречаются и в седьмом наборе, который опять же полностью инструментален. Шестая книга полностью посвящена священным композициям, за исключением песнопения супругов в стихотворении сэра Генри Вутона в честь принцессы Елизаветы, дочери Якова I. "Пробудись и встань" - единственный полноценный гимн, остальные - это священные песни-консорты или стихотворные гимны, некоторые из которых были адаптированы для использования в церкви путем замены органа аккомпанементом виолы. Более ранние версии двух гимнов-консортов East ("Когда Израиль" и "О, хлопни в ладоши") сохранились в рукописи вместе с интересной версией пасторальной "Сладкие музы" (третья часть) на итальянские слова Cantate, ninfe e pastori. Две светские пьесы на английском языке, приписываемые Исту, представлены в копии мадригалов Джона Беннета (1599), написанной рукой Коньерса Д'Арси (Грира). Ист был трудолюбивым, но неоригинальным композитором, который культивировал современный стиль, не развивая при этом своей музыкальной индивидуальности. Он взял больше текстов из ранних сборников мадригалов и итальянских антологий елизаветинской эпохи, чем любой другой английский мадригалист. Его заимствования не ограничивались только словами: он часто цитировал целую музыкальную фразу или даже больше и нередко основывал целое произведение на предыдущей постановке (например, его достойный похвалы священный мадригал "Когда Дэвид услышал", написанный по образцу "Уилкса"). Но там, где он, без сомнения, намеревался подражать, он часто становился просто производным. Его стиль сформировался в разгар мадригальского периода, и он всем сердцем воспринял итальянскую идиому. В отличие от многих известных английских мадригалистов, он избегал традиционного местного стиля, даже когда писал песни и гимны для консортов. Его духовные сочинения, которые можно сравнить с произведениями Уорда, Рейвенскрофта и Амнера, как правило, более красочны (хотя и не менее многословны), чем второстепенные произведения в ортодоксальном англиканском стиле якобинского периода, что подтверждает впечатление, что он обычно писал в первую очередь для зала, а не для церкви. Как композитор-инструменталист, Ист страдал от недостатка подлинных контрапунктических способностей и склонности подкреплять свои лаконичные идеи частыми каденциями. Однако следует сделать исключение для пятичастных фантазий в третьей части. Создавая единый цикл на тему продвижения грешника (?возлюбленного) от отчаяния через раскаяние к вечному блаженству, эти амбициозные произведения полностью заслуживают похвалы Терстона Дарта: "Несмотря на несколько небрежное написание частей, они являются одними из лучших пятичастных произведений того времени’.
Ноты сочинений Майкла Иста на сайте библиотеки IMSLP