Д'Англебер, Жан Анри
1629 - 1691

Назад

Жан Анри Д'Англебер (Jean Henry D’Anglebert) - Французский композитор, клавесинист и органист

Крещён 1 апреля 1629 года, Бар-ле-Дюк - умер 23 апреля 1691 года, Париж. 

Его отец, Клод Генри дит Англебер, был преуспевающим мастером-сапожником в Бар-ле-Дюке (Маас). Генри - это фамилия семьи, в которой Англебер было традиционным именем. Ничего не известно о его раннем музыкальном образовании или о том, как он попал в Париж. Считается, что он был учеником Шамбоньера, и тот факт, что одним из его лучших произведений является надгробие, по меньшей мере, свидетельствует о дружбе и высоком уважении к нему. Рукопись клавира (частная коллекция Гая Олдхэма, Лондон), содержащая автографы его самого, Луи Куперена (произведения, датированные 1650-1659 годами) и, вероятно, также Шамбоньера, по-видимому, была распространена среди этих композиторов и свидетельствует о том, что Д'Англебер был тесно связан с ведущими представителями французской клавесинной школы в 1650-х годах. Впервые о нем стало известно в Париже благодаря его брачному контракту (11 октября 1659 года) с Магделен Шампань, невесткой ювелира и органиста Франсуа Робер Дея. В нем Д'Англебер описывается как парижский буржуа, что указывает на то, что к тому времени он уже прочно обосновался там. Его первым профессиональным назначением, по-видимому, была должность органиста у якобинцев на улице Сент-Оноре, где он работал, когда они заключили контракт на новый орган со строителем Этьеном Эноком (26 января 1660 года). Он также был одним из тех, кто предложил Роберде тему для его "Фуг и капризов" для органа (Париж, 1660). Примерно в это время Д'Англебер начал заниматься музыкой при дворе. В августе 1660 года он купил кафедру музыки для клавесина у герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, в качестве преемника Генриха Дю Мона, и занимал этот пост по меньшей мере до 1668 года. О его дружбе с Люлли свидетельствует то, что он был крестным отцом при крещении своего старшего сына Жана-Батиста-Анри 26 марта 1662 года. Позже в том же году Д'Англебер официально поступил на службу к королю, выкупив (23 октября) у недовольных Шамбоньеров должность клавесиниста, в результате чего шамбоньеры сохранили свое вознаграждение, а Д'Англебер взял на себя обязанности. С тех пор он получил звание ординарца королевской музыкальной палаты по клавесину. По достижении совершеннолетия в возрасте 13 лет Жан-Батист-Анри, в свою очередь, стал преемником своего отца (9 марта 1674 года) и занимал этот пост до своей смерти в 1735 году. После 1679 года Д'Англебер также состоял на службе у дофины Марии-Анны де Бавьер, герцогини Бургундской. Главным музыкальным памятником Д'Англебера являются его пьесы "Клавесин" (Париж, 1689), которые явно предназначались для подведения итога его жизненным достижениям. Это одна из самых красивых книг с гравюрами из всех ранних рукописных книг, вероятно, именно поэтому сохранилось так много экземпляров. Возможно, Д'Англеберу помогла оплатить расходы по ее изданию посвященная, принцесса де Конти, законнорожденная дочь Людовика XIV и мадемуазель де Лавальер. Д'Англебер говорит, что именно для нее, талантливой клавесинистки, которая позже стала ученицей Франсуа Куперена, он написал большинство клавесинных пьес. Они разделены на четыре основные группы и отличаются богатством и величием, что ставит их в ряд самых великолепных творений французской клавесинной школы. Его деятельность как органиста представлена пятью фугами, в которых одна и та же тема исполняется в разных размерах, как это было бы в разделах ричеркара и канцоны; и четверостишие на три темы, заимствованные из Священных писаний Кирие, которое будет воспроизводиться голосом на каждом из трех мануалов и одном на педалях. Они демонстрируют мастерство выразительного контрапункта, которое лежит в основе качества всех работ Д'Англебера. Его деятельность в качестве придворного музыканта и его восхищение Люлли проявляются в клавесинных аранжировках пьес из сценических произведений Люлли. Они являются прекрасными примерами многих подобных аранжировок, расширяя репертуар клавишных жанров, включая увертюру и характерную пьесу, и обогащая текстуры клавишных, придавая им оркестровую звучность. Эти пьесы, должно быть, были ему хорошо знакомы как исполнителю континуо или даже участнику на сцене, как, например, в "Маскараде в Версале", в котором он участвовал вместе с другими музыкантами (18 января 1668 года) и увертюра к которому была им аранжирована. В сборник также входит краткое и практичное руководство по основам игры в континуо, которое дает полезные указания по текстуре, тесситуре и оформлению аккордов. Две рукописи с автографами содержат большинство других известных его работ. В одном из них (ок.1675–1680), помимо репертуара, представленного в пьесах, есть аранжировки пьес для лютни Месанжо, Эннемона, Дени Готье и Жермена Пинеля. Это единственные подобные аранжировки, известные одному из ведущих французских клавесинных композиторов, и они свидетельствуют об интересе Д'Англебера к передаче очень чувственного стиля лютни на клавесине. На другой (autograph, частная коллекция Гая Олдхэма) представлены две пьесы, написанные в виде буквенных обозначений, предназначенных для придания клавиатуре четкости лютневой табулатуры при представлении сложных фактур бризе. Важной частью влияния Д'Англебера является то, с какой предельной тщательностью он отражал детали исполнения в своих нотах, в том числе в нотной записи préludes non mesurés (см. Prélude non mesuré). Эти произведения задают новый стандарт в обработке клавишной музыки. Его орнаментальная таблица является самой сложной до создания Франсуа Куперена (1713) и в XVIII веке служила образцом для французских клавесинных композиторов, включая Рамо, а также за пределами Франции, в первую очередь для Дж. Бах, который сделал с нее копию около 1710 года и использовал ее в качестве основы для своей собственной системы орнаментальных знаков.

Ноты сочинений Жана Анри Д'Англебера на сайте библиотеки IMSLP