Д'Аламбер, Жан ле Ронд
1717 - 1783
Назад
Жан ле Ронд Д'Аламбер (Jean le Rond D’Alembert) - Французский философ, математик и теоретик музыки
Родился 16 ноября 1717 года, Париж - умер 29 октября 1783, Париж.
В детстве его бросила мать, и он рос в скромной семье жены ремесленника. Не по годам развитый ребенок, он получил хорошее образование в янсенистской школе и продолжил изучать медицину и юриспруденцию. Однако его истинной страстью была математика, и вскоре он оставил изучение юриспруденции, чтобы посвятить все свои силы этому предмету. Его особый интерес лежал в области рациональной механики, важной дисциплины XVIII века, в которой физические проблемы и явления анализировались абстрактно, с использованием математики и геометрии. Д'Аламбер представил свою первую работу в Королевскую академию наук в 1739 году и опубликовал свой важный труд "Характеристика динамики" в 1743 году; его слава быстро росла. Одним из его наиболее важных вкладов стала разработка дифференциальных уравнений в частных производных, частично вдохновленная его исследованием вибрирующей струны в 1747 году (хотя его выводы были горячо оспорены Даниэлем Бернулли и Леонардом Эйлером). Интересы Д'Аламбера были широки, и он согласился помочь Дидро отредактировать и подготовить проект "Большая энциклопедия". В 1751 году он написал знаменитые "Предварительные рассуждения", в которых амбициозно описал все развитие и современное состояние человеческих знаний, а также предложил общий метод исследования, основанный как на дедуктивном, так и на эмпирическом компонентах. Отвечая в основном за написание и редактирование научных статей, д'Аламбер также руководил работой по ряду других тем, включая статьи Руссо о музыке. Он был одним из самых свободомыслящих философов, и его полемическая статья "Женева", опубликованная в 1757 году, вызвала бурю протестов со стороны ортодоксальных кругов и привела к временной приостановке проекта, а также к отставке самого д'Аламбера. Хотя он продолжал публиковаться на математические темы до конца своей жизни (хотя этот материал имел явно меньшее значение, чем его ранние работы), он посвятил свою основную энергию литературной деятельности, вступив во Французскую академию в 1754 году и став ее постоянным секретарем в 1773 году. Впервые Д'Аламбер познакомился с теорией музыки в 1749 году, когда он рецензировал для Академии наук мемуары, представленные Рамо. (Мемуары, по-видимому, были написаны с помощью Дидро и легли в основу "Демонстрации принципа гармонии" Рамо в 1750 году.) Впечатленный ярко выраженным дедуктивным характером теории Рамо, которую он всегда считал идеальной научной моделью, д'Аламбер написал восторженный отзыв от имени Академии. Два года спустя он попытался еще более усилить эту синтетическую структуру в обширном изложении идей Рамо - "Элементах музыкально-теоретической и практической деятельности, основанной на принципах М. Рамо". Он также воспользовался случаем, чтобы очистить теорию Рамо от научных аргументов, которые он счел неприемлемыми или экстравагантными. "Элементы", в значительной степени основанные на демонстрации Рамо (а также на "Правилах композиции", опубликованных в части 2 "Генеральной гармонике" 1737 года), были потрясающим примером таланта д'Аламбера к концептуальному синтезу и ясности; они быстро стали самым читаемым источником информации о теории Рамо, как во Франции, так и за рубежом. и в Германии (где она появилась в переводе Марпурга в 1757 году). И все же "Элемены" не совсем точно передают мысль Рамо. Несмотря на первоначальную благодарность композитора, склонность д'Аламбера к редукции, по иронии судьбы, оказала медвежью услугу эмпирическому богатству и музыкальной утонченности теории Рамо. Рамо, в конце концов, обратился к своему бывшему защитнику, выразив свое растущее недовольство статьями Руссо в "Энциклопедии музыки", которые привели к серии ожесточенных споров между двумя бурными личностями. В пространной вступительной речи к переработанному второму изданию "Энциклопедии музыки" Рамо обратился к своему бывшему защитнику.