Дюбен, Густаф
1628 - 1690
Назад
Густаф Дюбен (Gustaf Düben) - Шведский композитор, органист и коллекционер музыки немецкого происхождения
Родился в в 1628 году (а не в 1624), Стокгольм - умер 19 декабря 1690 года, Стокгольм.
Сын Андреаса Дюбена. Он начал свое музыкальное образование под руководством своего отца, который собрал для него коллекцию клавишной музыки 17-го века. Он также помогал своему отцу в качестве органиста и аккомпаниатора, прежде чем завершить свое обучение в Германии между 1645 и, вероятно, 1647 годами. В 1648 году он стал членом шведского придворного оркестра в Стокгольме и унаследовал основные должности своего отца в качестве дирижера и органиста Немецкой церкви (Tyska Kyrka) в 1663 году. Большинство его сохранившихся произведений - это песни continuo; почти все они находятся в рукописном виде, но есть также печатный сборник "Odae sveticae" на стихи Сэмюэля Колумба (Стокгольм, 1674); некоторые из его песен были разрозненными произведениями. Его немногочисленные хоровые произведения в основном рассчитаны на четыре голоса, четыре или пять инструментов и исполняются непрерывно: примерами могут служить "Veni Sancte Spiritus" (1650 или 1651), Fader vår ("Молитва Господня", 1663) и Surrexit Pastor Bonus (1664). Есть также несколько инструментальных пьес (edn of three dances, Стокгольм, 1940) и клавишная прелюдия и сюита. Густав Дюбен особенно известен своей коллекционной деятельностью. Коллекция Дюбена, подаренная его сыном университету Уппсалы в 1732 году, была, по сути, собрана им самим. Его основная часть состоит из 1500 вокальных произведений в рукописном виде: 1200 принадлежат 200 известным композиторам и 300 анонимным. Также имеется более 300 инструментальных произведений в рукописном виде и несколько нотных изданий. Коллекция, включающая множество уникальных произведений, является одной из самых богатых, начиная со второй половины XVII века. Наиболее широко представлены композиторы вокальной музыки Дж. Кригер, Дю Монт, Эрбен, Перанда, Георг Арнольд, Поль, Бернхард, Винченцо Альбричи, Кариссими (у всех по 16 и более работ), Каспар Ферстер (39 работ), Гейст (59), Каприкорнус (65), Пфлегер (96) и Букстехуде (105). Неизвестно точно, как Дюбен приобрел это огромное количество материала, но очевидно, что большая часть коллекции состоит из копий, сделанных им самим и другими музыкантами, работавшими в Стокгольме. Множество автографов зарубежных композиторов свидетельствуют о его хороших международных контактах; примером может служить автограф Букстехуде на его цикле кантат "Membra Jesu nostri" с посвящением Дюбену. Для всех вокальных произведений он, по-видимому, намеревался включить наборы партий, а также версии в табулатуре, собранные в переплетенные тома; из этого собрания в рамках коллекции он завершил пять томов под названием Motetti e concerti, которые датированы 1663-1667 годами.
Ноты сочинений Густафа Дюбена на сайте библиотеки IMSLP