Диас Бессон, Габриэль
ок.1580 - 1638

Назад

Габриэль Диас Бессон (Gabriel Díaz Bessón) - Испанский композитор

Родился около 1580 года, Алькала-де-Энарес - умер 6 ноября 1638 года, Мадрид. 

Его путали с Гаспаром Диасом, молодым певцом и композитором, который поступил в Испанскую королевскую капеллу в качестве хориста в 1605 году. Трудно установить биографию Габриэля Диаса с какой-либо определенностью именно потому, что он иллюстрирует высокую степень мобильности, которой в то время пользовались испанские музыканты. Самые ранние следы его связаны с рождественскими гимнами, которые он отправил из Кордовы испанскому двору, когда тот проживал в Вальядолиде (1601-1606). С 1 января 1606 по 1614 год он был вице-мэром королевской капеллы в Мадриде, должность, которая включала в себя обучение музыке мальчиков из хора, а с января или февраля 1615 по март 1619 года (или позже) он был маэстро де Капилья в коллегиальной церкви Святого Педро в Лерме, под покровительством короля. Его местонахождение после отъезда из Лермы в 1619 году неизвестно, но вполне возможно, что он снова был в Мадриде, поскольку Луис де Гонгора в письме от 28 сентября 1621 года заявил, что он (Гонгора) выступал посредником при назначении Диаса маэстро де Капилья в кафедральном соборе Кордовы. Из другого письма Гонгоры явствует, что Диас уже занимал этот пост 9 октября 1621 года, но в 1623 году он снова был в Мадриде в театре "Энкарнасьон", согласно комедии Лопе де Веги "Карлос Квинто во Франции" (опубликованной в том же году и посвященной композитору). Согласно Митьяне-и-Гордону, Диас занимал свой пост в Кордове во второй раз с 16 ноября 1624 по май 1637 года (он определенно был там в 1626 году), но 19 мая 1636 года он был назначен маэстро де Капилья в Мадридском монастыре Дескальзас Реалес, и занимал этот пост до своей смерти. Диас писал как светские, так и духовные произведения. Для его духовной музыки характерно систематическое использование бассо континуо и полихорального письма для голосов и инструментов (он помог закрепить использование обеих техник в Испании), а также богатое и разнообразное сочетание фактур. Библиотека португальского короля Жуана IV, разрушенная землетрясением 1755 года, содержала 843 его сочинения (вильянсико, мотеты, мессы, псалмы, песнопения, антифоны, гимны, респонсории, стихи о Боге, Страсти, плач и версетти) и трактат "Сборник музыки для начинающих композиторов".