Дюваль, Франсуа
1672 - 1728
Назад
Duval, François
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсуа Дюваль был французским скрипачом и композитором. Он был сыном парижского танцмейстера с тем же именем. Вероятно, именно старший Дюваль был указан в высшем ранге "Сообщества танцмейстеров и инструменталистов города и предместий Парижа" в 1695 году и танцевал в Парижской Опере в 1711 году в возобновлённой постановке "Кадма" Люлли. Франсуа старший умер к 13 ноября 1713 года.
Новый воздух, опубликованный в "Галантном Меркурии" в декабре 1699 года, вероятно, является первым известным свидетельством существования младшего Дюваля. К 1704 году он служил у герцога Орлеанского, страстного музыкального любителя, которому посвятил свой первый опус. Это был набор скрипичных сонат, первых опубликованных во Франции; они показывают знание стиля и техники Корелли, тонко смешанных со стилем французской клавесинной пьесы. Между появлением опуса 1 Дюваля и опуса 1 Леклера в 1723 году, самых ранних французских сонат, заслуживших постоянное место в репертуаре, было опубликовано более двух десятков томов скрипичных сонат.
У Дюваля был другой покровитель, герцог Ноайль, которому он посвятил свой опус 2. Герцог привёл Дюваля ко двору играть для Людовика Четырнадцатого, и вскоре после этого Дюваль выпустил опус 3, посвятив его королю. Его желание было исполнено в 1714 году, когда он стал членом "Двадцати четырёх скрипок короля" и играл для короля "Королевские концерты" Куперена с композитором за клавесином, Илером Верложем на виоле да гамба и Дюбуа на фаготе.
13 ноября 1713 года Дюваль женился на Моник Огюстин де Бегаг; у пары, по-видимому, не было детей, так как после его смерти единственными названными наследниками были его вдова и две сестры. Дюваль провёл свои последние 14 лет при французском дворе, где современники считали его одним из лучших скрипачей короля.
Творчество Франсуа Дюваля занимает важное место в истории французской инструментальной музыки начала восемнадцатого века. Его первые скрипичные сонаты, опубликованные в 1704 году, стали первыми сонатами, изданными во Франции, и знаменуют собой начало проникновения итальянского стиля во французскую инструментальную традицию. Музыка Дюваля демонстрирует тонкое сочетание итальянской техники, восходящей к Корелли, с эстетикой французской клавесинной пьесы. Хотя его произведения не столь технически сложны по сравнению с музыкой Вивальди или более позднего поколения итальянских композиторов, они показывают полное понимание скрипичных возможностей, характерных для итальянской школы. Деятельность Дюваля как придворного музыканта и члена "Двадцати четырёх скрипок короля" способствовала популяризации итальянского стиля при французском дворе и подготовила почву для последующего расцвета французской скрипичной школы.
Скрипичные сонаты
Вокальные произведения
Ноты сочинений Франсуа Дюваля на сайте библиотеки IMSLP