Дюваль, Франсуа
1672 или 1673 - 1728

Назад

Франсуа Дюваль (François Duval) - Французский скрипач и композитор

Родился в 1672 или 1673 году, Париж - умер 27 января 1728 года, Версаль. 

Он был сыном парижского танцмейстера с таким же именем. Вероятно, именно Дюваль-старший в 1695 году был причислен к высшему разряду "Сообщества мэтров танцовщиц и мастеров инструментов города и предместий Парижа" и танцевал в Парижской опере в 1711 году в возрожденной постановке "Кадма" Люлли. Франсуа старший умер 13 ноября 1713 года. Неизвестно, каким образом и была ли эта ветвь семьи связана с другими Дювалями (около дюжины), которые занимались музыкой в Париже в 17-18 веках. Статья "Air nouveau", опубликованная в журнале "Le mercure galant" в декабре 1699 года, вероятно, является первым известным свидетельством существования Дюваля-младшего. К 1704 году он уже состоял на службе у герцога Орлеанского, восторженного любителя музыки, которому посвятил свой первый опус. Это было собрание скрипичных сонат, первое, опубликованное во Франции; они свидетельствуют о знании стиля и техники Корелли, тонко смешанных со стилем французской клавесинной музыки. В то время французы считали сонату итальянским жанром; те немногие, что были написаны во Франции в 1690-х годах, были распространены в рукописном виде среди узкого круга профессионалов и знатоков. В период между появлением соч.1 Дюваля и вышедшей в 1723 году соч.1 Леклера, самой ранней французской сонаты, занявшей постоянное место в репертуаре, было опубликовано более двух десятков томов скрипичных сонат. У Дюваля был еще один покровитель, герцог Ноайский, которому он посвятил свою работу. Герцог пригласил Дюваля ко двору, чтобы тот сыграл для Людовика XIV, и вскоре после этого Дюваль выпустил сочинение №3, посвятив его королю: в своем письме-посвящении он написал: “Самое горячее из моих желаний - иметь возможность доставить вашему величеству несколько минут удовольствия”. Его желание исполнилось в 1714 году, когда он стал членом королевского оркестра "24 скрипки короля" и играл в королевских концертах короля Куперена с композитором на клавесине, Илером Верложем на виоле да гамба и Дюбуа на фаготе. 13 ноября 1713 года Дюваль женился на Монике Огюстен де Бехаг; по-видимому, у супругов не было детей, поскольку после его смерти единственными наследниками были названы его вдова и две сестры. Последние 14 лет своей жизни Дюваль провел при французском дворе, где современники считали его одним из лучших скрипачей короля. Его музыка, хотя и не является технически продвинутой по сравнению с творчеством Вивальди или чуть более позднего поколения Локателли, Джеминиани, Верачини и Леклера, демонстрирует полное понимание идиоматических возможностей скрипки, которые можно найти в творчестве таких итальянцев, как Корелли и Торелли. Исполнение Дювалем сонат Корелли получило высокую оценку, но откуда у него такие познания в итальянской музыке, остается неизвестным.

Ноты сочинений Франсуа Дюваля на сайте библиотеки IMSLP