Дурон, Себастьян
1660 - 1716
Назад
Durón, Sebastián
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Себастьян Дурон был испанским органистом и композитором. Он был первым ребёнком церковного пономаря из Бриуэги, Себастьяна Дурона (1626-1668), и его второй жены Маргариты Пикасо (1634-после 1685). У него было два младших брата, Франсиско и Алонсо (оба родились до ноября 1662 года), и три сестры, две из которых стали монахинями-иеронимитками в монастыре Святого Ильдефонсо в Бриуэге. Композитор Диего Дурон был его сводным братом.
Первым известным учителем Дурона был Андрес де Сола, первый органист собора Ла Сео в Сарагосе. 19 июня 1679 года Сола рекомендовал назначить Дурона своим оплачиваемым помощником, должность, которую Дурон занимал всего девять месяцев, прежде чем был назначен вторым органистом в соборе Севильи. Руководитель капеллы в Севилье, Алонсо Хуарес, который ранее учил Диего Дурона, поддержал Себастьяна в его заявке на эту должность. Дурон выиграл конкурс большинством голосов судей (14 марта) и оставался на этой престижной должности до 24 сентября 1685 года. В Севилье он сочинял литургические произведения и вильянсико для соборного хора и принял малые церковные чины. По финансовым причинам он покинул Севилью, чтобы стать первым органистом в соборе Бурго-де-Осма (октябрь 1685 года), который предложил ему пребенду в дополнение к зарплате органиста. В декабре 1686 года он уехал из Бурго-де-Осма на более выгодную должность в соборе Паленсии, где провёл пять лет, преподавая и сочиняя.
23 сентября 1691 года Дурон был нанят органистом в королевскую капеллу в Мадриде, под началом главного органиста Хосе де Торреса-и-Мартинеса Браво. В 1702 году он стал королевским руководителем капеллы и директором королевской хоровой школы. Согласно придворным документам, к 1697 году он отличился при дворе не только своими превосходными духовными сочинениями, но особенно как выдающийся театральный композитор, считавшийся «не имеющим равных». После создания превосходных партитур для ряда важных постановок, работа Дурона в Мадриде внезапно закончилась в 1706 году, когда он был уволен и отправлен в изгнание за то, что открыто поддерживал австрийскую сторону против Бурбона Филиппа V в Войне за испанское наследство. В январе 1707 года Дурон всё ещё находился в Мадриде и был дальнейше опозорен за попытку вынести множество партитур «лучших произведений» (включая его собственные) из нотной библиотеки королевской капеллы. Он бежал во Францию и закончил свои дни на службе у Марианны Нойбургской. Его завещание предписывало использовать доход от его значительного имения для содержания капеллы Нуэстра Сеньора де ла Сарса в церкви Бриуэги, где он был крещён.
Себастьян Дурон является одним из наиболее значительных испанских композиторов эпохи барокко. Он написал большое количество как духовной, так и светской музыки. Многие его духовные произведения на латинские тексты являются предсказуемо консервативными, в рамках того, что ожидалось от церковной музыки в контрреформационной Испании. Однако некоторые из них, особенно мотеты, мизерере, Te Deum и плачи, показывают Дурона в его самом современном качестве и также важны своими новыми фактурами и использованием инструментов. Вильянсико включают крупные и малые пьесы для голосов и инструментов, которые сохраняют испанское барочное музыкальное наследие более ранних композиторов, таких как Хуан Идальго, но выходят за рамки достигнутого Идальго и другими в применении новых музыкальных техник и жанров для текстовой экспрессии и эффекта. Вильянсико Дурона кажутся особенно «театральными»; он использовал практически тот же свежий подход к положению их духовных текстов на народном языке, который он демонстрировал в своих блестящих театральных партитурах.
Его первой театральной партитурой была, вероятно, сарсуэла "Выйти любви из мира". За ней последовала музыка для других сарсуэл и комедий с текстами Канисареса и других модных драматургов. Очень успешная "Зависть - это яд любви" была, возможно, последним сочинением Дурона для испанской сцены. Её премьера в Мадриде труппой Хосе де Прадо, вместе с публичными исполнениями Прадо двух других сарсуэл Дурона в Мадриде в 1710-1711 годах (задолго после изгнания Дурона в 1707 году), могла указывать на то, что Дурон отправлял партитуры в Мадрид из своего места изгнания или оставил копии этих произведений в Мадриде перед своим отъездом. Некоторые сарсуэлы Дурона были представлены в частных спектаклях в Лиссабоне в 1718-1723 годах, а копии его кантат и извлечённых театральных песен сохранились в Латинской Америке.
Сценическая опера Дурона "Война гигантов" была сочинена по аристократическому заказу графа Сальватьерры. Сюжет и пять персонажей оперы взяты из легенды о восстании гигантов против богов Олимпа. Поскольку либретто не сохранилось, трудно точно знать, представляет ли одноактная рукописная партитура законченную оперу и действительно ли она полностью пелась в исполнении. Поскольку в произведении почти нет речитатива, сюжет разворачивается через серию законченных номеров (в основном строфических арий и четырёхголосных хоров). Кажется вероятным, что это было на самом деле частично спетое представление в манере сарсуэлы, с разговорными ролями для дополнительных второстепенных персонажей и дальнейшим драматическим диалогом. Большинство современных произведений включали восемь или более персонажей. В собственной работе Дурона "Зависть - это яд любви", возможно, его самой итальянизированной работе, трое из восьми персонажей имеют полностью разговорные роли, и только три сверхъестественные роли полностью поются.
Хотя его карьера театрального композитора была недолгой, вклад Дурона в историю испанской театральной музыки является важным. Наряду с произведениями Хуана де Наваса и Антонио де Литереса, его партитуры демонстрируют сосуществование местных и заимствованных музыкальных стилей, которые стали характеризовать музыкальную жизнь Мадрида в начале 18 века. Несколько лет после смерти Дурона его театральная музыка всё ещё оставалась предметом споров; для некоторых националистических критиков он ввёл современные иностранные музыкальные жанры и стили на испанскую сцену, открыв тем самым дверь всем sorts of современным злоупотреблениям. Его партитуры содержат французские менуэты в дополнение к популярным испанским танцевальным песням, таким как сегидилья, итальянские арии da capo наряду с традиционными испанскими тоно и тонадами. Помимо формальных различий, подход Дурона к положению текста и к музыкальной фразе значительно отличается от устоявшихся испанских техник, связанных с музыкой Идальго. За эти новые звучания позднейшие писатели обвиняли Дурона в том, что он загрязнил «чисто испанский» стиль капризными иностранными «варваризмами» в ущерб традиционной испанской строгости.
Духовная музыка
Сарсуэлы и оперы
Испанская вокальная музыка
Прочие произведения
Сомнительные произведения
Ноты сочинений Себастьяна Дурона на сайте библиотеки IMSLP