Дурон, Себастьян
1660 - 1716

Назад

Durón, Sebastián

Портрет композитора Себастьян Дурон

  • Дата рождения: крещён 19 апреля 1660 года
  • Место рождения: Бриуэга, Испания
  • Дата смерти: 3 августа 1716 года
  • Место смерти: Камбо, Испания

Биография

Себастьян Дурон был испанским органистом и композитором. Он был первым ребёнком церковного пономаря из Бриуэги, Себастьяна Дурона (1626-1668), и его второй жены Маргариты Пикасо (1634-после 1685). У него было два младших брата, Франсиско и Алонсо (оба родились до ноября 1662 года), и три сестры, две из которых стали монахинями-иеронимитками в монастыре Святого Ильдефонсо в Бриуэге. Композитор Диего Дурон был его сводным братом.

Первым известным учителем Дурона был Андрес де Сола, первый органист собора Ла Сео в Сарагосе. 19 июня 1679 года Сола рекомендовал назначить Дурона своим оплачиваемым помощником, должность, которую Дурон занимал всего девять месяцев, прежде чем был назначен вторым органистом в соборе Севильи. Руководитель капеллы в Севилье, Алонсо Хуарес, который ранее учил Диего Дурона, поддержал Себастьяна в его заявке на эту должность. Дурон выиграл конкурс большинством голосов судей (14 марта) и оставался на этой престижной должности до 24 сентября 1685 года. В Севилье он сочинял литургические произведения и вильянсико для соборного хора и принял малые церковные чины. По финансовым причинам он покинул Севилью, чтобы стать первым органистом в соборе Бурго-де-Осма (октябрь 1685 года), который предложил ему пребенду в дополнение к зарплате органиста. В декабре 1686 года он уехал из Бурго-де-Осма на более выгодную должность в соборе Паленсии, где провёл пять лет, преподавая и сочиняя.

23 сентября 1691 года Дурон был нанят органистом в королевскую капеллу в Мадриде, под началом главного органиста Хосе де Торреса-и-Мартинеса Браво. В 1702 году он стал королевским руководителем капеллы и директором королевской хоровой школы. Согласно придворным документам, к 1697 году он отличился при дворе не только своими превосходными духовными сочинениями, но особенно как выдающийся театральный композитор, считавшийся «не имеющим равных». После создания превосходных партитур для ряда важных постановок, работа Дурона в Мадриде внезапно закончилась в 1706 году, когда он был уволен и отправлен в изгнание за то, что открыто поддерживал австрийскую сторону против Бурбона Филиппа V в Войне за испанское наследство. В январе 1707 года Дурон всё ещё находился в Мадриде и был дальнейше опозорен за попытку вынести множество партитур «лучших произведений» (включая его собственные) из нотной библиотеки королевской капеллы. Он бежал во Францию и закончил свои дни на службе у Марианны Нойбургской. Его завещание предписывало использовать доход от его значительного имения для содержания капеллы Нуэстра Сеньора де ла Сарса в церкви Бриуэги, где он был крещён.

Творчество

Себастьян Дурон является одним из наиболее значительных испанских композиторов эпохи барокко. Он написал большое количество как духовной, так и светской музыки. Многие его духовные произведения на латинские тексты являются предсказуемо консервативными, в рамках того, что ожидалось от церковной музыки в контрреформационной Испании. Однако некоторые из них, особенно мотеты, мизерере, Te Deum и плачи, показывают Дурона в его самом современном качестве и также важны своими новыми фактурами и использованием инструментов. Вильянсико включают крупные и малые пьесы для голосов и инструментов, которые сохраняют испанское барочное музыкальное наследие более ранних композиторов, таких как Хуан Идальго, но выходят за рамки достигнутого Идальго и другими в применении новых музыкальных техник и жанров для текстовой экспрессии и эффекта. Вильянсико Дурона кажутся особенно «театральными»; он использовал практически тот же свежий подход к положению их духовных текстов на народном языке, который он демонстрировал в своих блестящих театральных партитурах.

Его первой театральной партитурой была, вероятно, сарсуэла "Выйти любви из мира". За ней последовала музыка для других сарсуэл и комедий с текстами Канисареса и других модных драматургов. Очень успешная "Зависть - это яд любви" была, возможно, последним сочинением Дурона для испанской сцены. Её премьера в Мадриде труппой Хосе де Прадо, вместе с публичными исполнениями Прадо двух других сарсуэл Дурона в Мадриде в 1710-1711 годах (задолго после изгнания Дурона в 1707 году), могла указывать на то, что Дурон отправлял партитуры в Мадрид из своего места изгнания или оставил копии этих произведений в Мадриде перед своим отъездом. Некоторые сарсуэлы Дурона были представлены в частных спектаклях в Лиссабоне в 1718-1723 годах, а копии его кантат и извлечённых театральных песен сохранились в Латинской Америке.

Сценическая опера Дурона "Война гигантов" была сочинена по аристократическому заказу графа Сальватьерры. Сюжет и пять персонажей оперы взяты из легенды о восстании гигантов против богов Олимпа. Поскольку либретто не сохранилось, трудно точно знать, представляет ли одноактная рукописная партитура законченную оперу и действительно ли она полностью пелась в исполнении. Поскольку в произведении почти нет речитатива, сюжет разворачивается через серию законченных номеров (в основном строфических арий и четырёхголосных хоров). Кажется вероятным, что это было на самом деле частично спетое представление в манере сарсуэлы, с разговорными ролями для дополнительных второстепенных персонажей и дальнейшим драматическим диалогом. Большинство современных произведений включали восемь или более персонажей. В собственной работе Дурона "Зависть - это яд любви", возможно, его самой итальянизированной работе, трое из восьми персонажей имеют полностью разговорные роли, и только три сверхъестественные роли полностью поются.

Хотя его карьера театрального композитора была недолгой, вклад Дурона в историю испанской театральной музыки является важным. Наряду с произведениями Хуана де Наваса и Антонио де Литереса, его партитуры демонстрируют сосуществование местных и заимствованных музыкальных стилей, которые стали характеризовать музыкальную жизнь Мадрида в начале 18 века. Несколько лет после смерти Дурона его театральная музыка всё ещё оставалась предметом споров; для некоторых националистических критиков он ввёл современные иностранные музыкальные жанры и стили на испанскую сцену, открыв тем самым дверь всем sorts of современным злоупотреблениям. Его партитуры содержат французские менуэты в дополнение к популярным испанским танцевальным песням, таким как сегидилья, итальянские арии da capo наряду с традиционными испанскими тоно и тонадами. Помимо формальных различий, подход Дурона к положению текста и к музыкальной фразе значительно отличается от устоявшихся испанских техник, связанных с музыкой Идальго. За эти новые звучания позднейшие писатели обвиняли Дурона в том, что он загрязнил «чисто испанский» стиль капризными иностранными «варваризмами» в ущерб традиционной испанской строгости.

Произведения

Духовная музыка

  • "Месса на 'Ave maris stella'" ("Missa sobre el 'Ave maris stella'"), для 8 голосов
  • "Месса на 'Ave Maria'" ("Missa sobre el Ave Maria"), для 8 голосов
  • "Две мессы на 'Ave Maria'" ("2 Missae sobre el Ave María"), для 8 голосов и basso continuo
  • "Месса 'Бог тебя спасёт, Мария'" ("Missa 'Dios te salve María'"), для 8 голосов и basso continuo
  • "Боевая месса" ("Missa de batalla"), для 7 голосов
  • "Месса 'по валенсийский моде'" ("Missa 'a la moda valenciana'"), для 3 хоров (10 голосов)
  • "Заупокойная месса" ("Missa de difuntos"), для 3 хоров и basso continuo
  • "Надоела" ("Taedet"), заупокойные уроки, для 10 голосов и инструментов
  • "Кожи моей" ("Pelli mei"), для 8 голосов и инструментов
  • Три собрания вечерен, для 8 голосов и basso continuo
  • Шесть вечерних псалмов, для 8 голосов и basso continuo
  • Комплеторий, для 8 голосов
  • Комплеторий, для 8 голосов и оркестра (совм. с Ф. Корселли)
  • "Литания Святых" ("Letanía de los santos"), для 8 голосов, органа и оркестра
  • Две литании, для 8 голосов
  • Четыре плача, для 4 и 8 голосов, с инструментами и без
  • "Начинается плач" ("Incipit Lamentatio"), для 8 голосов и скрипок
  • "Алеф. Как помрачилось" ("Aleph. Quomodo obsucatum est"), для сопрано, трёх скрипок и basso continuo
  • "Из плача Иеремии" ("De lamentatione Jeremiae"), для 12 голосов и скрипок
  • "Начинается молитва Иеремии" ("Incipit Oratio Jeremiae"), для 4 хоров, скрипок, кларина и basso continuo
  • "Помилуй" ("Miserere"), для 8 голосов, скрипок, виолона и basso continuo
  • "Помилуй" ("Miserere"), для 12 голосов, скрипок, флейт и basso continuo
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus"), для 3 хоров (9 голосов) и basso continuo
  • "Тебе, Бога, хвалим" ("Te Deum"), для 4 хоров, скрипок, кларина и basso continuo
  • "Мария: от запаха мастей твоих" ("María: in idirem ungüentorum tuorum"), мотет для 2 голосов и basso continuo
  • "Я есмь воскресение" ("Ego sum resurrectio"), мотет для 4 голосов и basso continuo
  • Заупокойный респонсорий, для 4 голосов
  • "Хвалите, отроки, Господа" ("Laudate pueri Dominum"), для 4 голосов (1694)
  • "Царица небесная" ("Regina Caeli"), для 8 голосов, органа и basso continuo
  • "Славься" ("Salve")
  • "Славься, Царица" ("Salve Regina"), для 8 голосов
  • Три "Славься, Царица", для 8 голосов, органа и basso continuo
  • "Славься, Царица", для 8 голосов и органа
  • "Славься нашей Владычице 'на два хора, и первый всегда поёт в эхо'"

Сарсуэлы и оперы

  • "Выйти любви из мира" ("Salir el amor del mundo") (сарсуэла, 2 акта, Х. де Канисарес), 1696
  • "Смерть в любви - это разлука" ("Muerte en amor es la ausencia") (комедия, 3 акта, А. де Самора), 1697
  • "Невозможное большее в любви побеждает любовь" ("El imposible mayor en amor, le vence amor") (сарсуэла, Канисарес), 1711
  • "Новое оружие любви" ("Las nuevas armas de amor") (сарсуэла, Канисарес), 1711
  • "Зависть - это яд любви" ("Veneno es de amor la envidia") (сарсуэла, Канисарес), 22 января 1711
  • "Акис и Галатея" ("Acis y Galatea") (сарсуэла, Канисарес), одна песня
  • "Любовь - пятый элемент" ("Amor es quinto elemento") (Самора), одна песня
  • "Аполлон и Дафна" ("Apolo y Dafne") (сарсуэла), совм. с Х. де Навасом
  • "Элементы любви: голос, хрусталь, свет и цвет" ("Los elementos de amor, voz, cristal, luz, y color") (М. де Видаль Сальвадор), одна песня
  • "Разрушение в утончённости" ("El estrago en la fineza") (сарсуэла, Канисарес)
  • "Война гигантов" ("La guerra de los gigantes") (сценическая опера, 1 акт), 1700-1707
  • "Зачарованный лес любви" ("Selva encantada de amor") (сарсуэла)

Испанская вокальная музыка

  • 52 вильянсико, для 1-9 голосов
  • Вильянсико, театральные песни, другие песни

Прочие произведения

  • Сочинения для органа

Сомнительные произведения

  • "Ревность, побеждённая любовью" ("Celos vencidos de amor") (сарсуэла, М. де Лануса), 1698, возможно утрачена
  • "Юпитер и Ио" ("Júpiter y Yoo") (сарсуэла, Лануса), 1699, партитура анонимна

Ноты сочинений Себастьяна Дурона на сайте библиотеки IMSLP