Дуранте, Франческо
1684 - 1755

Назад

Durante, Francesco

Портрет композитора Франческо Дуранте

  • Дата рождения: 31 марта 1684 года
  • Место рождения: Фраттамаджоре, Аверса
  • Дата смерти: 30 сентября 1755 года
  • Место смерти: Неаполь

Биография

Франческо Дуранте был итальянским композитором. Он был ведущим композитором церковной музыки и выдающимся педагогом с международной репутацией.

Он был седьмым из 11 детей Гаэтано Дуранте и Орсолы Капассо. Его отец, шерстобит, служил пономарем и певчим в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели и Сан-Соссио во Фраттамаджоре, где они с женой поженились 31 октября 1674 года и где были крещены все их дети. Его дядя, дон Анджело Дуранте (около 1650 – после 1704), был священником и музыкантом, который в 1690 году сменил Кристофоро Каресану на посту первого маэстро Неаполитанской консерватории Сан-Онофрио-а-Капуана, ректором которой он был до 1699 года. Дон Анджело сочинил несколько священных драм ("Любовное соревнование между Килео, Землёй и Морем", Монтефорте, 1697; "Святой Юлиан Мученик в Соре", Неаполь, 1700; "Королевский отшельник Святой Онофрио Персидский", Неаполь, 1705), а также церковную музыку, из которых ему приписывается "День гнева" сохранился (два голоса и генерал-бас).

Ничего не известно об образовании Франческо до смерти его отца 18 марта 1699 года, когда его дядя взял на себя его музыкальное обучение. Дон Анджело покинул Неаполь, чтобы помогать своей овдовевшей невестке и её детям, и Никола Сабини принял на себя его обязанности в консерватории; но в 1702 году он вернулся на свой пост в Сан-Онофрио, и Франческо поступил учиться к своему дяде и скрипачу Гаэтано Франконе. Три года спустя Франческо покинул консерваторию, и 13 июня 1705 года его первая известная творческая работа, драматическое скерцо под названием "Чудеса божественного милосердия к почитателям славного Святого Антония Падуанского", была исполнена в Неаполе.

Мало что известно о жизни Дуранте с того времени до 1728 года, когда он был назначен первым маэстро Неаполитанской консерватории Бедных Иисуса Христа. Хорон и Файоль утверждали, что он учился у Паскуини и Питони в Риме в течение пяти лет, и хотя позже это было опровергнуто Вилларозой и Флоримо, косвенные доказательства, похоже, подтверждают их. Джироламо Чити в письме падре Мартини от 10 сентября 1746 года назвал Дуранте учеником Питони; сам Чити был учеником Питони около 1713 года, так что его заявление имеет определённый вес. Дуранте мог находиться в Риме либо между 1705 и 1710 годами, что позволило бы ему учиться у Паскуини, который умер в 1710 году, либо между 1711 и 1719 годами. Единственное датированное сочинение Дуранте первого периода, его Месса Святого Ильдефонса 1709 года, могла быть написана для испанской церкви в Риме или Неаполе. К июлю 1710 года он уже был в Неаполе, где начал преподавать в консерватории Сан-Онофрио. Он пробыл там всего шесть месяцев и покинул учебное заведение 12 января 1711 года, возможно, для того, чтобы вернуться в Рим или впервые поучиться там у Питони. В реестре мастеров и профессоров Конгрегации и Академии Святой Чечилии в Риме, составленном в 1851 году, Дуранте указан как маэстро на 1718 год, но никаких документов не приводится. Некоторые аспекты музыки Дуранте были истолкованы как указывающие на римское влияние: его сосредоточенность на духовной музыке, исключая оперу, его озабоченность проблемами стиля а ля Палестрина и его интерес к клавишной музыке и концерту. Однако он был в Неаполе 4 января 1714 года, когда женился на Орсоле де Лаурентис, которая была старше его на 12 лет, и, несомненно, присутствовал в городе на первом представлении своей священной драмы "Жаждущая лань, или Душа в пламени" 18 февраля 1719 года. После этого о местонахождении Дуранте ничего не известно вплоть до 1728 года. Возможно, именно в эти годы он путешествовал по Австрии и Саксонии, как сообщают некоторые более древние источники, хотя в те периоды, когда, как известно, он проживал в Неаполе. Однако нет никаких документальных свидетельств, кроме нескольких уникальных священных произведений, приписываемых Дуранте, которые сохранились в Брно, Праге и Дрездене в местных рукописных копиях, датируемых началом-серединой 1720-х годов.

В октябре 1728 года управляющие Консерватории Бедных Иисуса Христа назначили Дуранте, которому сейчас 44 года, первым маэстро, заменив престарелого Гаэтано Греко: его избрание свидетельствует о его высокой репутации. Примерно в то же время его, должно быть, пригласили написать музыку для хоров трагедии герцога Аннибале Маркезе "Флавио Валенте", опубликованной в "Христианских трагедиях" герцога (Неаполь, 1729). Благодаря этому вкладу он пополнил ряды знаменитых в то время неаполитанских композиторов старшего и младшего возраста - Карапеллы, Манчини, Сарро, Николы Фаго, Порпоры, Хассе, Винчи и Лео, которые написали музыку к другим трагедиям из коллекции. Датированных копий его сочинений становится все больше: "Литании" (1731), "Хвалите, отроки" (1732), "Краткая месса" (1734) и оратория "Авигея" (либретто, 1736). Однако его знаменитые "Сонаты для чембало, разделённые на этюды и развлечения" были опубликованы в Неаполе не в 1732 году, как предполагалось, а между январем 1747 и декабрем 1749 года, поскольку в посвящении упоминается принц д'Ардоре, дон Джакомо Франческо Милано в качестве посла во Франции (которым он был между 1741 и 1749 годами) и как кавалер Святого Духа (каковым он был назначен в январе 1747 года). Принц, ученик Дуранте, посвятил "Славься, Царица" для одного голоса и инструментов "своему маэстро Франческо Дуранте". Реквием соль минор Дуранте датирован 27 ноября 1738 года, а его "Месса в палестринском стиле" (в копии Фамулари) - 17-18 октября 1739 года. Также с тех лет сохранились два "Акта раскаяния" для выпускников Консерватории Бедных Иисуса Христа. Среди его учеников были Перголези, который завершил своё образование под руководством Дуранте, Джироламо Абос, Доменико Терраделлас и в течение примерно двух лет Йозеф Долль.

После десяти лет службы Дуранте уволился из консерватории, и в сентябре 1739 года его сменил Франческо Фео. Причины его отставки неизвестны, и нет никакой информации о его деятельности до 1742 года, когда он был призван в неаполитанскую консерваторию Санта-Мария-ди-Лорето. Эта старейшая и крупнейшая из четырёх неаполитанских консерваторий оставалась без первого маэстро с октября 1741 года, когда Порпора уехал в отпуск в Венецию и не вернулся; со смертью Джованни Венециано 13 апреля 1742 года она лишилась второго маэстро. 25 апреля 1742 года губернаторы избрали Дуранте первым маэстро, одновременно назначив П.А. Галло ассистентом второго маэстро. Под руководством Дуранте консерватория Лорето обрела стабильность и качество образования. За 13 лет его службы здесь получили музыкальное образование такие мастера, как Паскуале Анфосси, Томмазо Траэтта, Пьетро Гульельми, Алессандро Сперанца, Антонио Саккини и Феделе Фенароли. Когда после смерти Лео 31 октября 1744 года должность первого маэстро в консерватории Сан-Онофрио стала вакантной, 60-летний Дуранте стал наследником с 1 января 1745 года. Он также обратился к королю с просьбой назначить его преемником Лео на посту первого маэстро королевской капеллы. Однако был проведен конкурс, в котором Дуранте принял участие 21 апреля 1745 года вместе с Джузеппе де Майо, Джузеппе Маркитти, Николой Сала и другими. Судьями были Констанци из Рима, Перти из Болоньи, Джоммелли из Венеции и Хассе, которые в то время также жили в Венеции. Джоммелли похвалил работу Дуранте на cantus firmus "Ты защитил меня, Боже", исполненную а капелла, к которой Перти отнесся критически; это назначение досталось Майо, вице-маэстро капеллы, хотя только Хассе счёл его работы удовлетворительными. Дуранте продолжал занимать свои должности как в Санта-Мария-ди-Лорето, так и в Сан-Онофрио, и в течение последних десяти лет своей жизни почитался как самый выдающийся из всех неаполитанских учителей. Согласно традиции, Николо Пиччинни стал любимым учеником Дуранте, о котором он, как предполагается, сказал: "Другие - мои ученики, но только Николо - мой сын". Датированные сочинения последнего десятилетия включают пятиголосное "Помилуй" для базилики Сан-Никола в Бари, реквием до минор для восьми голосов, исполненный в 1746 году в Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли в Риме, мессу фа мажор (1749), литанию фа минор (1750) и священное сочинение "Святой Антоний Падуанский" (1753).

Дуранте был женат трижды. Его первая жена умерла 27 февраля 1741 года; ранние биографии характеризовали её как "проклятую старуху", которая превратила 27 лет их брака в сплошное страдание. 26 января 1744 года он женился на своей второй жене, Анне Фурано из Неаполя, которая, как говорят, вернула счастье в его жизнь; но она умерла 10 августа 1747 года. Всего четыре месяца спустя, 18 декабря 1747 года, он снова женился на 22-летней Анджеле Анне Кармине Джакоббе, племяннице Анны Фурано и служанке в его доме.

Рассказы о характере и индивидуальности Дуранте в основном основаны на анекдотах, рассказанных Джузеппе Сигизмондо, который знал композитора, и Джованни Ферно, который рассказал истории, услышанные им от своего учителя Карло Котумаччи, преемника Дуранте в Сан-Онофрио. Согласно этим источникам, Дуранте был человеком простых манер, но глубоко мудрым в вопросах, касающихся его искусства, и уважаемым арбитром в вопросах гармонии и контрапункта. Он заботился о благополучии и образовании своих учеников; они, в свою очередь, как и Паизиелло, который начал своё обучение в школе Сан-Онофрио в последний год жизни Дуранте, всегда отзывались о нём с энтузиазмом и восхищением. Он был похоронен в церкви Сан-Лоренцо-Маджоре в Неаполе.

Творчество

Творческое наследие Франческо Дуранте представляет собой уникальное явление в истории неаполитанской музыкальной школы XVIII века. В отличие от большинства современных ему композиторов, уделявших основное внимание оперному жанру, Дуранте сознательно сосредоточился на духовной музыке, создав произведения, которые отличаются не только техническим совершенством, но и глубокой духовной содержательностью.

Церковная музыка составляет ядро творчества композитора и включает все основные жанры литургической практики того времени. Его мессы демонстрируют эволюцию от ранних работ, таких как "Месса Святого Ильдефонса" (1709), ещё сохраняющих связь с традициями XVII века, к зрелым партитурам 1730-1750-х годов, в которых полностью раскрывается индивидуальный стиль мастера. Особого внимания заслуживают его реквиемы, в частности Реквием соль минор (1738) и Реквием до минор (1746), где композитор достигает необыкновенной глубины эмоционального выражения через сбалансированное сочетание полифонической сложности и гармонической изобретательности.

Дуранте проявлял особый интерес к различным стилистическим направлениям. С одной стороны, он блестяще владел строгим контрапунктом в традициях римской школы, что особенно заметно в его "Мессе в палестринском стиле" (1739) и других произведениях а капелла. С другой стороны, его сочинения в современном стиле поражают смелостью гармонических решений, использованием выразительных диссонансов и тонкой нюансировкой динамики. Яркими примерами могут служить "Славься, Царица" (1739) и "Рече Господь" (1751), где композитор мастерски использует хроматизмы и уменьшённые аккорды для усиления драматического эффекта.

В области хорового письма Дуранте разработал собственную систему, характеризующуюся предпочтением четырёх- и пятиголосной фактуры. Особенностью его подхода было использование одного или двух сопрано в качестве сольных, концертирующих голосов, что создавало эффект диалога между солистами и хором. В произведениях последнего периода творчества, таких как священная драма "Святой Антоний Падуанский" (1753), композитор активно экспериментирует с двухорной текстурой, достигая монументальности звучания и пространственного эффекта.

Инструментальное творчество Дуранте, хотя и менее обширное, демонстрирует его понимание специфики клавишных инструментов. "Сонаты для чембало, разделённые на этюды и развлечения" (1747-1749) сочетают педагогическую направленность с художественной ценностью, предлагая как технические упражнения, так и законченные музыкальные пьесы. Эти сонаты свидетельствуют о влиянии римской клавирной традиции и показывают мастерство Дуранте в создании ясных форм и выразительных мелодий.

Исторический интерес представляет стилистическая полемика между "дурантистами" и "леистами", отражающая разные подходы к соединению музыкальных традиций и новаторства. Стиль Дуранте характеризуется большей лиричностью, эмоциональной открытостью и прозрачностью фактуры. Его музыкальный язык, при всей своей учёности, остаётся доступным и выразительным, что проявляется в использовании периодических структур, ясных каденций и народно-песенных интонаций, особенно в пасторальных мессах и некоторых псалмах, таких как "Хвалите, отроки" (1732).

Поздние произведения композитора, включая пятиголосное "Помилуй" для базилики Святого Николая в Бари и литанию фа минор (1750), демонстрируют органичное соединение контрапунктического мастерства с современными гармоническими исканиями. В этих работах особенно заметно стремление Дуранте к созданию музыки, которая была бы одновременно духовной и человечной, строгой и эмоциональной.

Творчество Дуранте оказало значительное влияние на развитие не только неаполитанской, но и общеевропейской церковной музыки. Его произведения продолжали исполняться и изучаться long после его смерти, а педагогические принципы, воплощённые в его сочинениях, стали основой для нескольких поколений композиторов.

Произведения

Мессы

  • "Месса Святого Ильдефонса" ("Missa S Ildefonsi") [1709]
  • "Краткая месса" ("Missa breve") [1734]
  • "Месса в палестринском стиле" ("Missa in Palestrina") [1739]
  • Месса фа мажор (Mass in F major) [1749]
  • Месса (Mass) [1753]

Реквиемы

  • Реквием соль минор (Requiem in G minor) [1738]
  • Реквием до минор (Requiem in C minor) [1746]
  • Реквием ля минор (Requiem in A minor)

Духовные произведения

  • "Литании" ("Litanie") [1731]
  • "Хвалите, отроки" ("Laudate pueri") [1732]
  • "Помилуй" ("Miserere") для базилики Сан-Никола в Бари [1740-е]
  • "Славься, Царица" ("Salve regina") [1739]
  • "Рече Господь" ("Dixit Dominus") [1751]
  • Литания фа минор (Litany in F minor) [1750]
  • "Помилуй" ("Misericordias Domini") [две версии]

Оратории и духовные драмы

  • "Чудеса божественного милосердия к почитателям славного Святого Антония Падуанского" ("Prodigii della divina misericordia verso I devoti del glorioso S Antonio di Padova") [1705]
  • "Жаждущая лань, или Душа в пламени" ("La cerva assetata ovvero L'anima nelle fiamme") [1719]
  • "Авигея" ("Abigaile") [1736, либретто сохранилось]
  • "Святой Антоний Падуанский" ("S Antonio di Padova") [1753]

Инструментальные произведения

  • "Сонаты для чембало, разделённые на этюды и развлечения" ("Sonate per cembalo divisi in studii e divertimenti") [1747-1749]

Прочие сочинения

  • "Акты раскаяния" ("Atti di Contrizioni") [два произведения для выпускников консерватории]
  • Хоры для трагедии "Флавио Валенте" ("Flavio Valente") [1729]
  • Мотет "Умолкните, звуки" ("Tacete sonate")

Ноты сочинений Франческо Дуранте на сайте библиотеки IMSLP