Дуранте, Франческо
1684 - 1755

Назад

Франческо Дуранте (Francesco Durante) - Итальянский композитор

Родился 31 марта 1684 года, Фраттамаджоре, Аверса - умер 30 сентября 1755 года, Неаполь. 

Он был ведущим композитором церковной музыки и выдающимся педагогом с мировым именем.

Он был седьмым из 11 детей Гаэтано Дуранте и Орсолы Капассо. Его отец, шерстобит, служил пономарем и певчим в церкви Святой Марии дельи Анджели и святого Соссио, Фраттамаджоре, где они с женой поженились 31 октября 1674 года и где были крещены все их дети. Его дядя, дон Анджело Дуранте (около 1650 – после 1704), был священником и музыкантом, который в 1690 году сменил Кристофоро Каресану на посту главного маэстро Неаполитанской консерватории Онофрио Капуанского, ректором которой он был до 1699 года. Дон Анджело сочинил несколько драматических произведений ("Любовная драма тра Чилео", "Земля и море", Монтефорте, 1697; "Джулиано Мартире в Соре", Неаполь, 1700; "Королевская Анакорета", "Онофрио ди Персия", Неаполь, 1705), а также церковную музыку, из которых ему приписывается "Dies irae" сохранился (два голоса и континуо). Об образовании Франческо ничего не известно до тех пор, пока 18 марта 1699 года, после смерти его отца, дядя не взял на себя его музыкальное образование. Дон Анджело покинул Неаполь, чтобы помогать своей овдовевшей невестке и ее детям, и Никола Сабини приступил к его обязанностям в консерватории; но в 1702 году он вернулся на свой пост в Сан-Онофрио, и Франческо поступил конвитторе учиться к своему дяде и скрипачу Гаэтано Франконе. Три года спустя Франческо покинул консерваторию, и 13 июня 1705 года в Неаполе была исполнена его первая известная творческая работа - драматическое скерцо под названием "Чудеса божественной мизерикордии", версия "И посвящение славному Антонио из Падуи". Мало что известно о жизни Дуранте с того времени до 1728 года, когда он был назначен главным маэстро Неаполитанской консерватории веры в Иисуса Христа. Хорон и Файоль (1810) утверждали, что он учился у Паскуини и Питони в Риме в течение пяти лет, и хотя позже это было опровергнуто (Вилларозой и Флоримо), косвенные доказательства, похоже, подтверждают их. Джироламо Чити в письме падре Мартини от 10 сентября 1746 года назвал Дуранте "сколаро ди Питони"; сам Чити был учеником Питони около 1713 года, так что его заявление имеет определенный вес. Дуранте мог находиться в Риме либо между 1705 и 1710 годами, что позволило бы ему учиться у Паскуини (который умер в 1710 году), либо между 1711 и 1719 годами. Единственное датированное сочинение Дуранте первого периода, его Послание к Ильдефонси 1709 года, могло быть написано для испанской церкви в Риме или Неаполе. К июлю 1710 года он уже был в Неаполе, где начал преподавать в консерватории Святого Онофрио. Он пробыл там всего шесть месяцев и покинул учебное заведение 12 января 1711 года, возможно, для того, чтобы вернуться в Рим или впервые поучиться там у Питони. В реестре мастеров и профессоров Конгрегации и Академии Святой Чечилии в Риме, составленном в 1851 году, Дуранте указан как маэстро на 1718 год, но никаких документов не приводится. Некоторые аспекты музыки Дуранте были истолкованы как указывающие на римское влияние: его сосредоточенность на духовной музыке, исключая оперу, его озабоченность проблемами стиля алла Палестрина и его интерес к клавишной музыке и концерту. Однако он был в Неаполе 4 января 1714 года, когда женился на Орсоле де Лаурентис, которая была старше его на 12 лет, и, несомненно, присутствовал в городе на первом представлении своей священной драмы "Черва, хранящая верность любви", которое состоялось 18 февраля 1719 года. После этого о местонахождении Дуранте ничего не известно вплоть до 1728 года. Возможно, именно в эти годы он путешествовал по Австрии (Богемии) и Саксонии, как сообщают некоторые более древние источники (хотя в те периоды, когда, как известно, он проживал в Неаполе). Однако нет никаких документальных свидетельств, кроме нескольких уникальных священных произведений, приписываемых Дуранте, которые сохранились в Брно, Праге и Дрездене в местных рукописных копиях, датируемых началом-серединой 1720-х годов. В октябре 1728 года управляющие Консерваторией веры Джезу Кристо назначили Дуранте, которому сейчас 44 года, примо маэстро, заменив престарелого Гаэтано Греко: его избрание свидетельствует о его высокой репутации. Примерно в то же время его, должно быть, пригласили написать музыку к хорам трагедии герцога Аннибале Маркезе "Флавио Валенте", опубликованной в "Трагедии герцога Кристиана" (Неаполь, 1729). Благодаря этому вкладу он пополнил ряды знаменитых в то время неаполитанских композиторов старшего и младшего возраста - Карапеллы, Манчини, Сарро, Николы Фаго, Порпоры, Хассе, Винчи и Лео, которые написали музыку к другим трагедиям из коллекции. Датированных копий его сочинений становится все больше: "Литания" (1731), "Похвала пуэри" (1732), "Краткое содержание" (1734) и оратория "Абигайль" (либретто, 1736). Однако его знаменитая соната "Чембало дивизи в студии и дивертисментах" была опубликована в Неаполе не в 1732 году, как предполагалось, а в период с января 1747 по декабрь 1749 года, поскольку в посвящении говорится о принце д'Ардоре, доне Джакомо Франческо Милано в качестве посла во Франции (которым он был с 1741 года и 1749) и как кавалер Святого Духа (каковым он был назначен в январе 1747). Принц, ученик Дуранте, посвятил "Salve regina" для одного голоса и инструментов “al suo маэстро Франческо Дуранте”. Реквием соль минор Дуранте датирован 27 ноября 1738 года, а его опера в Палестрине (в копии Фамулари) - 17-18 октября 1739 года. Кроме того, с тех лет были выпущены два костюма для выпускников Консерватории веры Иисуса Христа. Среди его учеников были Перголези, который завершил свое образование под руководством Дуранте, Джироламо Абос, Доменико Терраделлас и в течение примерно двух лет Джозеф Долль. После десяти лет службы Дуранте уволился из консерватории, и в сентябре 1739 года его сменил Франческо Фео. Причины его отставки неизвестны, и нет никакой информации о его деятельности до 1742 года, когда он был призван в неаполитанскую консерваторию Святой Марии Лорето. Эта старейшая и крупнейшая из четырех неаполитанских консерваторий оставалась без первого маэстро с октября 1741 года, когда Порпора уехал в отпуск в Венецию и не вернулся; со смертью Джованни Венециано 13 апреля 1742 года она лишилась второго маэстро. 25 апреля 1742 года губернаторы избрали Дуранте первым маэстро, одновременно назначив П.А. Галло ассистентом второго маэстро. Под руководством Дуранте консерватория Лорето обрела стабильность и качество образования. За 13 лет его службы здесь получили музыкальное образование такие мастера, как Паскуале Анфосси, Томмазо Траэтта, Пьетро Гульельми, Алессандро Сперанца, Антонио Саккини и Феделе Фенароли. Когда после смерти Лео 31 октября 1744 года должность первого маэстро в консерватории Святого Онофрио стала вакантной, 60-летний Дуранте, которому тогда было 60 лет, стал наследником с 1 января 1745 года. Он также обратился к королю с просьбой назначить его преемником Лео на посту главного маэстро королевской капеллы. Однако был проведен конкурс, в котором Дуранте принял участие 21 апреля 1745 года вместе с Джузеппе де Майо, Джузеппе Маркитти, Николой Сала и другими. Судьями были Констанци из Рима, Перти из Болоньи, Джоммелли из Венеции и Хассе, которые в то время также жили в Венеции. Джоммелли похвалил работу Дуранте "cantus firmus Protexisti me Deus", исполненную а капелла, к которой Перти отнесся критически; это назначение досталось Майо, вице-мастеру капеллы (хотя только Хассе счел его работы удовлетворительными). Дуранте продолжал занимать свои должности как в школах Марии ди Лорето, так и в Онофрио, и в течение последних десяти лет своей жизни почитался как самый выдающийся из всех неаполитанских учителей. Согласно традиции, Николо Пиччинни стал любимым учеником Дуранте, о котором он, как предполагается, сказал: "Другие - мои ученики, но только Николо - мой сын". Датированные сочинения последнего десятилетия включают пятиголосную "Мизерере" для базилики Святого Николая в Бари, реквием до минор для восьми голосов, исполненный в 1746 году в соборе Джакомо дельи Спаньоли в Риме, мессу фа мажор (1749), литанию фа минор (1750) и композиционное произведение храм Святого Антонио в Падуе (1753). Дуранте был женат трижды. Его первая жена умерла 27 февраля 1741 года; ранние биографии характеризовали ее как "маледетту веккья", которая превратила 27 лет их брака в сплошное страдание. 26 января 1744 года он женился на своей второй жене, Анне Фурано из Неаполя, которая, как говорят, вернула счастье в его жизнь; но она умерла 10 августа 1747 года. Всего четыре месяца спустя, 18 декабря 1747 года, он снова женился, на 22-летней Анджеле Анне Кармине Джакоббе, племяннице Анны Фурано и служанке в его доме. Рассказы о характере и индивидуальности Дуранте в основном основаны на анекдотах, рассказанных Джузеппе Сигизмондо, который знал композитора, и Джованни Ферно, который рассказал истории, услышанные им от своего учителя Карло Котумаччи, преемника Дуранте в Онофрио. Согласно этим источникам, Дуранте был человеком простых манер, но глубоко мудрым в вопросах, касающихся его искусства, и уважаемым арбитром в вопросах гармонии и контрапункта. Он заботился о благополучии и образовании своих учеников; они, в свою очередь, как и Паизиелло, который начал свое обучение в школе Святого Онофрио в последний год жизни Дуранте, всегда отзывались о нем с энтузиазмом и восхищением. Он был похоронен на соборе Святого Лоренцо Маджоре в Неаполе.

Ноты сочинений Франческо Дуранте на сайте библиотеки IMSLP