Дуран, Хосеп
1730 - 1802
Назад
Duran, Josep
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хосеп Дуран был испанским композитором. В 1748 году он был принят певцом в музыкальную капеллу дворца Палау де ла Комтеса в Барселоне. В июне 1749 года, пользуясь покровительством маркиза де Вилафранка и де лос Велес, он переехал в Неаполь и учился у Дюранте. Он вернулся в Барселону в декабре 1754 года и стал руководителем капеллы дворца Палау де ла Комтеса. В период между 1756 и 1757 годами он был вовлечён в полемику с Хайме Касельясом из-за критики, высказанной последним в адрес мадригала, сочинённого Дураном во время его пребывания в Неаполе. Касельяс упрекал Дурана за использование определённых композиционных техник, происходящих из Неаполитанской школы и совершенно противоречащих барочному эстетическому видению самого Касельяса. Дуран написал две оперы для Театра Святого Креста в Барселоне. Его первая опера-серия "Антигона" была исполнена в 1760 году в честь именин королевы Амалии Саксонской. Его вторая опера "Темистокл" на текст Метастазио была исполнена двумя годами позже в день именин короля Карла III. Хотя Дуран ушёл с поста руководителя капеллы дворца Палау де ла Комтеса в июне 1780 года, он продолжал сочинять для капеллы. В период между 1782 и 1783 годами он переписывался с падре Мартини, и оба композитора обменивались и рецензировали произведения друг друга. Дуран участвовал в подготовке запланированной Мартини "Истории музыки", предоставляя информацию об испанской музыке и отправляя копии нот. Дуран был одним из первых композиторов, кто ввёл итальянский стиль в Испании. Он также был одним из первых, кто ставил там оперы, в то время когда итальянская опера была ведущей в большинстве европейских театров. С другой стороны, современное музыкальное мышление Дурана способствовало поиску более современных стилистических альтернатив, в соответствии с музыкальными развитиями в других европейских странах. Это, несомненно, было его главным вкладом в обогащение испанской музыки в 18 веке.
Хосеп Дуран был одним из ключевых деятелей, способствовавших проникновению итальянского музыкального стиля в Испанию. Его творчество демонстрирует синтез традиционной испанской барочной традиции и современных ему неаполитанских композиционных техник. Знание традиционного испанского барочного стиля проявляется в его латинской церковной музыке, в то время как в сочинениях на народном языке он использует формальные схемы и более современные стилистические приёмы итальянского происхождения. Его вклад в жанр вильянсико, где традиционная структура эстрибильо-коплас заменяется речитативами, чередующимися с лирическими ариями, привёл к созданию так называемого вильянсико-кантаты, обычно сопровождаемой оркестром. Его оркестровые увертюры, следуя итальянской модели трёхчастного строения, содержат элементы классической сонатной формы, что свидетельствует о его стремлении к модернизации испанской музыки в соответствии с общеевропейскими тенденциями.
Оперы
Оратории
Вильянсико
Духовная музыка
Оркестровые сочинения