Дюпор (младший), Жан-Луи
1749 - 1819

Назад

Duport (le jeune), Jean-Louis

Портрет композитора Жан-Луи Дюпор (младший)

  • Дата рождения: 4 октября 1749 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 7 сентября 1819 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Луи Дюпор был французским виолончелистом и композитором, братом Жана-Пьера Дюпора. Он начал изучать виолончель как ученик своего брата и вскоре сравнялся с ним в мастерстве. В возрасте 18 лет он исполнил сонату на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) (2 февраля 1768 года) и быстро стал членом парижского музыкального сообщества. Он занял должность у принца де Гемене, а также преподавал, сочинял и продолжал выступать на многочисленных парижских площадках. Он пользовался покровительством барона де Багга благодаря их общим связям в масонстве, и он был представлен скрипачу Виотти, когда тот прибыл в Париж в 1782 году. Они стали близкими друзьями, часто играя вместе; Дюпор был членом оркестра Виотти для "Концерта Ложи Олимпик" (фр. Concert de la Loge Olympique), а скрипач позже сочинил для него три дивертисмента.

Дюпор уехал за границу в 1783 году, проведя первую половину года в Лондоне под покровительством своего друга Джона Кросдилла. Когда он вернулся в Париж, его признавали (до Французской революции) ведущим виолончелистом нации. Политические связи вынудили его бежать в 1790 году, и он укрылся у своего брата при берлинском дворе. Здесь он стал первым виолончелистом в оперном оркестре, а также исполнял камерную музыку; Николаус Крафт учился у него в 1801 году. Бернхард Ромберг был его партнёром в оперном оркестре в 1805 году и позже посвятил ему свою фантазию соч. 10. После роспуска капеллы после битвы при Йене и смерти жены Дюпор вернулся в Париж. Однако единственную должность, которую он смог найти, была у свергнутого испанского короля Карла IV в Марселе. Хотя он был назван почётным профессором Консерватории, он был политически не у дел в Париже до 1812 года. В том году он разделил первый пульт с Шарлем-Николя Бодио в императорской капелле и получил полную профессуру в Консерватории на 1814-1815 годы. Вынужденный уйти в отставку, когда Консерватория была реорганизована, он продолжал сочинять и выступать как частным образом, так и на возрождённом "Духовном концерте" вплоть до своей смерти.

Творчество

Венцом берлинского опыта Дюпора стала публикация его трактата о виолончели "Опыт о аппликатуре виолончели и ведении смычка" в 1806 году, который сразу же получил одобрение Иоганна Фридриха Рейхардта: «друзья виолончели, этого прекрасного, благородного инструмента, должны быть очень благодарны за усердие, с которым он составил свой труд». Основываясь на систематизации, разработанной Берто и расширенной его братом, Дюпор описал идиоматическую технику виолончели, отличную от влияний виолы да гамба и скрипки. Его методология последовательных, диатонических аппликатур для нотных моделей во всех тональностях стала фундаментальной для многих последующих исполнителей.

Произведения

Концерты для виолончели

  • "Концерт для виолончели № 1" ("Concerto for violoncello no.1") (до 1785)
  • "Концерт для виолончели № 2" ("Concerto for violoncello no.2") (до 1785)
  • "Концерт для виолончели № 3" ("Concerto for violoncello no.3") (1787)
  • "Концерты для виолончели № 4 и 5" ("Concertos for violoncello nos.4 and 5") (1801-1814)
  • "Концерт для виолончели № 6" ("Concerto for violoncello no.6") (около 1815)

Сонаты

  • "Три лёгкие сонаты" ("3 sonates faciles"), для виолончели и баса (около 1814)
  • "Большая соната" ("Grande sonate"), для виолончели и баса (без даты)
  • "Шесть сонат" ("6 sonates"), для виолончели и баса, соч. 4 (без даты)
  • "Шесть сонат" ("6 sonates"), для скрипки (1772)

Дуэты

  • "Три дуэта" ("3 duos"), для двух виолончелей (1782)
  • "Три дуэта" ("3 duos"), для арфы/виолончели, соч. 40 (1818), совм. с Ф.-Ж. Надерманом
  • "Восемь варьированных арий" ("8 airs variés"), для двух виолончелей (без даты)

Дуэты с Н.С. Бокса и Р. Крейцером

  • "Три ноктюрна, тетрадь 1" ("3 nocturnes, bk 1"), для виолончели/скрипки и фортепиано (все около 1816)
  • "Три ноктюрна, тетрадь 2" ("3 nocturnes, bk 2"), для виолончели/скрипки и арфы, соч. 69 (все около 1816)
  • "Три ноктюрна, тетрадь 3" ("3 nocturnes, bk 3"), для виолончели/скрипки и арфы, соч. 70 (все около 1816)
  • "Смесь новых тем" ("Mélange de thèmes nouveaux"), для виолончели/скрипки и арфы, соч. 75 (все около 1816)
  • "Три ноктюрна" ("3 nocturnes"), для кларнета/скрипки и арфы (все около 1816)

Прочая камерная музыка

  • "Романс" ("Romance"), для виолончели и фортепиано (Берлин, около 1812)
  • "Фантазия" ("Fantaisie"), для виолончели/скрипки и фортепиано (около 1817), совм. с К. Мартенвилем
  • "Фантазия и вариации на тему Ригеля" ("Fantaisie et variations sur un thème de Rigel"), для виолончели и фортепиано (около 1817)
  • "Новый ноктюрн" ("Nouveau nocturne"), для виолончели и фортепиано (около 1818)
  • "Концертный дуэт" ("Duo concertant"), для виолончели и фортепиано (около 1825)

Педагогические сочинения

  • "Опыт о аппликатуре виолончели и ведении смычка" ("Essai sur le doigté du violoncelle et sur la conduite de l'archet") (1806)
  • "21 упражнение... составляющие продолжение 'Опыта о аппликатуре'" ("21 exercices … faisants suite à l’essai sur le doigté") (около 1813)

Ноты сочинений Жана-Луи Дюпора (младшего) на сайте библиотеки IMSLP