Дюпор (младший), Жан-Луи
1749 - 1819
Назад
Duport (le jeune), Jean-Louis
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Луи Дюпор был французским виолончелистом и композитором, братом Жана-Пьера Дюпора. Он начал изучать виолончель как ученик своего брата и вскоре сравнялся с ним в мастерстве. В возрасте 18 лет он исполнил сонату на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) (2 февраля 1768 года) и быстро стал членом парижского музыкального сообщества. Он занял должность у принца де Гемене, а также преподавал, сочинял и продолжал выступать на многочисленных парижских площадках. Он пользовался покровительством барона де Багга благодаря их общим связям в масонстве, и он был представлен скрипачу Виотти, когда тот прибыл в Париж в 1782 году. Они стали близкими друзьями, часто играя вместе; Дюпор был членом оркестра Виотти для "Концерта Ложи Олимпик" (фр. Concert de la Loge Olympique), а скрипач позже сочинил для него три дивертисмента.
Дюпор уехал за границу в 1783 году, проведя первую половину года в Лондоне под покровительством своего друга Джона Кросдилла. Когда он вернулся в Париж, его признавали (до Французской революции) ведущим виолончелистом нации. Политические связи вынудили его бежать в 1790 году, и он укрылся у своего брата при берлинском дворе. Здесь он стал первым виолончелистом в оперном оркестре, а также исполнял камерную музыку; Николаус Крафт учился у него в 1801 году. Бернхард Ромберг был его партнёром в оперном оркестре в 1805 году и позже посвятил ему свою фантазию соч. 10. После роспуска капеллы после битвы при Йене и смерти жены Дюпор вернулся в Париж. Однако единственную должность, которую он смог найти, была у свергнутого испанского короля Карла IV в Марселе. Хотя он был назван почётным профессором Консерватории, он был политически не у дел в Париже до 1812 года. В том году он разделил первый пульт с Шарлем-Николя Бодио в императорской капелле и получил полную профессуру в Консерватории на 1814-1815 годы. Вынужденный уйти в отставку, когда Консерватория была реорганизована, он продолжал сочинять и выступать как частным образом, так и на возрождённом "Духовном концерте" вплоть до своей смерти.
Венцом берлинского опыта Дюпора стала публикация его трактата о виолончели "Опыт о аппликатуре виолончели и ведении смычка" в 1806 году, который сразу же получил одобрение Иоганна Фридриха Рейхардта: «друзья виолончели, этого прекрасного, благородного инструмента, должны быть очень благодарны за усердие, с которым он составил свой труд». Основываясь на систематизации, разработанной Берто и расширенной его братом, Дюпор описал идиоматическую технику виолончели, отличную от влияний виолы да гамба и скрипки. Его методология последовательных, диатонических аппликатур для нотных моделей во всех тональностях стала фундаментальной для многих последующих исполнителей.
Концерты для виолончели
Сонаты
Дуэты
Дуэты с Н.С. Бокса и Р. Крейцером
Прочая камерная музыка
Педагогические сочинения
Ноты сочинений Жана-Луи Дюпора (младшего) на сайте библиотеки IMSLP