Дюпор (младший), Жан-Луи
1749 - 1819

Назад

Жан-Луи Дюпор (младший) (Jean-Louis Duport (le jeune)) - Французский виолончелист и композитор

Родился 4 октября 1749 года, Париж - умер 7 сентября 1819 года, Париж.

Брат Жан-Пьера Дюпора. Он начал учиться игре на виолончели как ученик своего брата и вскоре сравнялся с ним по способностям. В возрасте 18 лет он сыграл сонату на концерте "Спиричуэл" (2 февраля 1768 года) и быстро стал членом парижского музыкального истеблишмента. Он поступил на службу к принцу Геменскому, а также преподавал, сочинял музыку и продолжал выступать на многочисленных парижских площадках. Он пользовался покровительством барона де Багге, благодаря их общим масонским связям, и был представлен скрипачу Виотти, когда тот прибыл в Париж в 1782 году. Они стали близкими друзьями и часто играли вместе; Дюпор был участником оркестра Виотти на концерте в Олимпийском дворце, и скрипач позже сочинил для него три дивертисмента. В 1783 году Дюпор уехал за границу, проведя первую половину года в Лондоне под руководством своего друга Джона Кросдилла. Когда он вернулся в Париж, его признавали (вплоть до Французской революции) как выдающегося виолончелиста страны. Политические связи вынудили его бежать в 1790 году, и он нашел убежище у своего брата при берлинском дворе. Здесь он стал главным виолончелистом в оперном оркестре, а также исполнял камерную музыку; Николаус Крафт учился у него в 1801 году. Бернхард Ромберг был его партнером по партере в оперном оркестре в 1805 году, а позже он посвятил Дюпору свою фантазию ор.10. После распада капеллы, последовавшего за битвой при Йене, и смерти жены Дюпор вернулся в Париж. Однако единственной должностью, которую он смог найти, была должность у свергнутого испанского короля Карлоса IV в Марселе. Несмотря на то, что он был назначен почетным профессором консерватории, до 1812 года в Париже он был нетрудоспособен по политическим соображениям. В том же году он сел за одну парту с К.-Н. Бодио в императорской капелле и получил должность профессора консерватории на 1814-1815 годы. Вынужденный уйти на пенсию после реорганизации консерватории, он продолжал сочинять и выступать как в частном порядке, так и на обновленном концерте Spirituel вплоть до своей смерти. Кульминацией берлинского опыта Дюпора стала публикация в 1806 году его виолончельного трактата "Эссе об искусстве игры на виолончели и о ведении смычка", который сразу же получил одобрение Дж.Ф. Райхардта: “Друзья виолончели, этого прекрасного, благородного инструмента, должны быть очень благодарны за усердие, проявленное им в игре на виолончели. о котором он написал свой труд”. Опираясь на систематизацию, разработанную Берто и дополненную его братом, Дюпор разработал идиоматическую технику игры на виолончели, отличную от влияния виолы да гамба и скрипки. Его методика последовательного диатонического наложения нот во всех тональностях стала основополагающей для многих последующих исполнителей. Обучающие отрывки из его концертов можно найти в "Методе английской виолончели" Джона Ганна (1789), а эссе цитируются в более поздних работах Бодио, Дотзауэра и Роберта Линдли. Один из первых приверженцев смычков-туртов, Дюпор воплотил в себе французское мастерство игры на смычках и звукорежиссуру благодаря своему изысканному стилю игры и тому, как он держал смычок над головой, создавая то, что современники описывали как легкое, непринужденное и очень чистое звучание. Его виолончель Страдивари 1711 года выпуска была приобретена Огюстом Франшоммом в 1843 году за 22 000 франков, а в 1974 году - Мстиславом Ростроповичем.

Ноты сочинений Жана-Луи Дюпора (младшего) на сайте библиотеки IMSLP