Дюфли, Жак
1715 - 1789

Назад

Duphly, Jacques

Портрет композитора Жак Дюфли

  • Дата рождения: 12 января 1715 года
  • Место рождения: Руан, Франция
  • Дата смерти: 15 июля 1789 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жак Дюфли был французским клавесинистом и композитором. Он был сыном Жака-Агата Дюфли и Марии-Луизы Буавен из прихода Святого Элуа, чьи регистры дают немногое, что известно о его ранней жизни. 11 сентября 1734 года "господин Дюфлик, органист собора Эврё" подал заявку на должность в церкви Святого Элуа; регистр далее поясняет, что он обучался у Даженкура в Руане, уехал в Эврё (около 1732 года) для того, что должно было быть его первым назначением (ему было всего 19 лет, когда он ушёл с этой должности), и вернулся в свой родной приход. Его пребывание в должности в церкви Святого Элуа началось неудачно с того, что его старый предшественник закрыл перед ним дверь на органные хоры; но церковь быстро поменяла замки. К церкви Святого Элуа он добавил церковь Нотр-Дам де ла Ронд в 1740 году, а его сестра Мария-Анна-Агата подменяла его, когда обязанности совпадали. Он оставил обе должности в 1742 году и переехал в Париж; согласно служителю церкви Святого Элуа, его привели туда дела, но другие сообщения предполагают, что это было осознание того, что он добьётся большего успеха как специалист по клавесину в Париже, чем как органист в Руане. Пьер-Луи Дакен, сын органиста, сказал о "Дюфлице" в 1752 году: "Некоторое время он был органистом в Руане, но, без сомнения, обнаружив, что у него больший дар к клавесину, он оставил свой первый инструмент. Можно предположить, что он поступил правильно, поскольку он слывёт в Париже за очень хорошего клавесиниста. У него большая лёгкость прикосновения и определённая мягкость, которые, поддерживаемые украшениями, восхитительно передают характер его пьес". Марпург (1754) отметил, что "Дюфли, ученик Даженкура, играет только на клавесине, чтобы, как он говорит, не испортить свою руку органом. Он живёт в Париже, где обучает знатные семьи".

Его репутация, по-видимому, достигла пика в 1750-х и 1760-х годах. Сборник Марпурга "Собрание новейших сочинений для клавесина", том II (1757), содержит пару рондо из первой книги Дюфли. В 1764 году Уолш выпустил издание его второй книги; в 1765 году 20-летний Ричард Фицвильям занимался у него. В том же году Паскаль Таскен, изготовитель клавесинов, причислил "Дюфли" к лучшим учителям Парижа наряду с Арманом-Луи Купереном, Бальбатром и Ле Граном. Статья о аппликатуре в "Словаре" Руссо (1768) содержит правила, которые автор представляет "с уверенностью, потому что я получил их от господина Дюфли, превосходного учителя клавесина, который обладает выше всего совершенством в аппликатуре" (хотя либо Дюфли, либо Руссо упустили из виду тот факт, что эти "правила" были дословно взяты из трактата Рамо в его "Пьесах для клавесина" 1724 года). Названия и посвящения пьес Дюфли показывают, что он был частью внутреннего круга профессиональных и аристократических знатоков; тем не менее, он, по-видимому, был неамбициозен и доволен простой жизнью. Д"Акен писал, что "в целом его пьесы сладки и приятны: они пошли в своего отца". Хотя это представляет собой любопытное суждение о его музыке, которая чаще бывает эффектной и энергичной, оно может отражать натуру, которая позволила ему мягко уйти из виду до точки забвения, где стало необходимо справляться в "Журналь женераль де ла Франс" (фр. Journal général de la France) (27 ноября 1788 года) "что стало с господином Дюфли, бывшим учителем клавесина в Париже, где он был в 1767 году. Если его больше нет, хотелось бы знать его наследников, которым есть что сообщить". Когда он умер в следующем году, наследники не объявились; даже его сестру не смогли разыскать. Но его завещание и опись его имущества показывают, что он жил в скромном комфорте в маленькой квартире с видом на сад в "Отеле де Жюинье". Его посвящение последних пьес маркизе де Жюинье за 21 год до этого не освободило его от уплаты 300 ливров в год за аренду. Очевидно, Дюфли так и не женился: его главным наследником был его слуга, проработавший у него 30 лет. Не было даже клавесина.

Творчество

Даженкур, возможно, был учителем Дюфли, но клавесинная музыка Рамо служила главной моделью для Дюфли. Тень Рамо лежит на темах (куранта "Ля Бюкон" из первой книги начинается подобно куранте Рамо в ми миноре, преобразованной в метре) и на целых пьесах ("Голубки" из второй книги - которую, должно быть, имел в виду Д"Акен, когда говорил о музыке Дюфли: "Знают горлиц, которые трогают сердце" - представляет собой почти сжатый парафраз пьесы "Робкая" из "Пьес для клавесина в концертах" Рамо 1741 года). Быстрые сонаты Скарлатти в размере 3/8 находят свой отголосок в пьесах "Ля Де Каз" (вторая книга) и "Ля Де ла Тур" (третья книга), а влияние Даженкура (или Куперена, которому подражал Даженкур) ощущается в рондо до мажор (первая книга) и "Ля Де Бриссак" (вторая книга), среди других пьес.

Третья книга смешивает сольные пьесы и две сонатообразные группы с аккомпанементом скрипки; последние отличаются исключительной безыскусностью в использовании скрипки, которая, казалось, была скорее помехой, чем ресурсом. Однако две сольные группы в фа миноре и ре мажоре превосходны. Первая состоит из мрачного рондо в диапазоне басовой виолы под названием "Ля Форкере", названного в честь покойного виртуоза этого инструмента, блестящей чаконы из 285 тактов и яростной тирады под названием "Ля Медея" с пометкой "живо и громко". За двенадцать лет между третьей и четвёртой книгами мода прошла мимо Дюфли: четвёртая книга содержит всего лишь шесть вялых эссе в стиле альбертиева баса.

Произведения

Клавесинные сборники

  • "Пьесы для клавесина" ("Pièces de clavecin") (1744)
  • "Вторая книга пьес для клавесина" ("Second livre de pièces de clavecin") (1748)
  • "Третья книга пьес для клавесина" ("Troisième livre de pièces de clavecin") (1756)
  • "Четвертая книга пьес для клавесина" ("Quatrième livre de pièces de clavecin") (1768)

Отдельные пьесы

  • "Ля Дюмон" ("La de Drummond"), аранжировка для голоса и клавесина как "Изящное рондо" ("Rondeau gracieux")

Педагогические сочинения

  • Метод генерал-баса (1765), приписывается Дюфли Р. Фицвильямом

Сомнительные произведения

  • Некоторые анонимные клавирные пьесы, которые могут принадлежать Дюфли, включая "Бурную" ("L'orageuse")

Ноты сочинений Жака Дюфли на сайте библиотеки IMSLP