Дюфли, Жак
1715 - 1789

Назад

Жак Дюфли (Jacques Duphly) - Французский клавесинист и композитор

Родился 12 января 1715 года, Руан - умер 15 июля 1789 года, Париж. 

Он был сыном Жака-Агаты Дюфли и Марии-Луизы Буавен из прихода Сент-Элуа, чьи записи содержат то немногое, что известно о его ранней жизни. 11 сентября 1734 года "сьер Дюфлик, органист кафедрального собора Эвре" подал заявление о приеме на работу в Сент-Элуа; далее в реестре указано, что он обучался у Дагенкура в Руане, а в 1732 году отправился в Эвре, где, вероятно, получил свое первое назначение (ему было всего 19 лет когда он уволился из нее) и вернулся в свой родной приход. Его пребывание в церкви Святого Элуа началось с того, что его престарелый предшественник не пустил его на органный чердак, но церковь быстро сменила замки. В 1740 году он пристроил к собору Сент-Элуа Нотр-Дам-де-ла-Ронд, а его сестра Мари-Анна-Агата замещала его, когда возникали конфликты в работе. В 1742 году он оставил оба поста и переехал в Париж; по словам клерка из Сент-Элуа, его привлекли туда дела, но другие источники предполагают, что это было осознание того, что он лучше справится как специалист по игре на клавесине в Париже, чем как органист в Руане. Пьер-Луи Дакен, сын органиста, рассказал о “Дюфлице” в 1752 году: Некоторое время он был органистом в Руане, но, несомненно, обнаружив, что у него больше способностей к игре на клавесине, отказался от своего первого инструмента. Можно предположить, что он преуспел, поскольку в Париже он слывет очень хорошим клавесинистом. У него очень легкие прикосновения и определенная мягкость, которые, подкрепленные украшениями, чудесным образом передают характер его произведений. Марпург (1754) отмечал, что “Дюфли, ученик Дагенкура, играет на клавесине только для того, чтобы, как он говорит, не испортить себе руку игрой на органе. Он живет в Париже, где обучает ведущие семьи”. Его репутация, по-видимому, достигла своего пика в 1750-х и 60-х годах. В книге Марпурга "Новая композиция для клавикембало", II (1757), есть пара рондо из первой книги Дюфли. В 1764 году Уолш выпустил в свет свою вторую книгу; в 1765 году у него учился 20-летний Ричард Фицуильям. В том году Паскаль Таскин, мастер по изготовлению клавесинов, назвал Дюфли одним из лучших преподавателей Парижа, наряду с Арманом-Луи Купереном, Бальбастром и Ле Грандом. Статья о аппликатуре в "Словаре Руссо" (1768) содержит правила, которые автор излагает "с уверенностью, потому что я узнал их от месье Дюпли, превосходного преподавателя игры на клавесине, который в совершенстве владеет аппликатурой" (хотя ни Дюпли, ни Руссо упустили из виду тот факт, что эти "правила" были слово в слово заимствованы из "Словаря Руссо"). Рамо в его "Пьес де клавесин" 1724 года). Названия и посвящения произведений Дюфли указывают на то, что он принадлежал к узкому кругу профессиональных ценителей и аристократов, но при этом он, по-видимому, был неамбициозен и довольствовался простой жизнью. Д'Аквин писал, что “в целом его произведения милы и дружелюбны: они похожи на своего отца”. Хотя это любопытное суждение о его музыке, которая чаще всего была яркой и энергичной, возможно, оно отражает его характер, позволивший ему незаметно уйти в тень, где возникла необходимость поинтересоваться в журнале "Женераль де ла Франс" (27 ноября 1788 г.): “Что стало с М Дюфлис, бывший преподаватель игры на клавесине в Париже, где он учился в 1767 году. Если его больше нет, хотелось бы знать его наследников, которым есть что передать”. Когда он умер в следующем году, наследников не оказалось; не удалось найти даже его сестру. Однако его завещание и опись имущества свидетельствуют о том, что он жил в скромных условиях в небольшой квартире с видом на сад в отеле де Жюинье. 21 год назад он посвятил свои последние работы маркизе де Жюинье, что не освобождало его от уплаты 300 ливров в год за аренду. Очевидно, Дюфли так и не женился: его главным наследником был слуга, который проработал у него 30 лет. Там не было даже клавесина. Дагинкур, возможно, и был учителем Дюфли, но главным образцом для подражания Дюфли послужила клавесинная музыка Рамо. Тень Рамо падает на темы ("Куранта Букона" в 1–й книге начинается так же, как ми-минорная куранта Рамо, трансформированная в размер) и на целые произведения ("Коломбы" во 2-й книге, что, должно быть, имел в виду Д'Акуин, когда говорил о музыке Дюфли: "На фоне гастролеров, таких трогательных, как они". "сердце" – это почти сжатый пересказ "Робости" из "Пьес клавесина на концертах" Рамо, 1741). Быстрые сонаты Скарлатти в 3/8 звучат в "Казе" (книга 2) и "Туре" (книга 3), а Дагенкура (или Куперена, которому Дагенкур подражал) можно услышать в рондо до мажор (книга 1) и "Бриссаке" (книга 2), среди других произведений. В книге 3 сочетаются соло и две сонатоподобные группы в сопровождении скрипки; последние на редкость лишены воображения в использовании скрипки, что, по-видимому, было скорее помехой, чем преимуществом. Однако две сольные группы фа минор и ре - превосходны. Первая состоит из мрачного рондо в диапазоне бас-виолы, названного La Forqueray в честь покойного виртуоза, игравшего на этом инструменте, блестящей чаконы из 285 тактов и яростной тирады под названием La Medée с пометкой “Жизнь и крепость”. За 12 лет, прошедших между книгами 3 и 4, мода прошла незаметно: книга 4 содержит всего шесть нерешительных эссе в стиле Альберти-Басса.

Ноты сочинений Жака Дюфли на сайте библиотеки IMSLP