Дуни, Эджидио
1708 - 1775

Назад

Эджидио Дуни (Egidio Duni) - Итальянский композитор

Крещён 11 февраля 1708 года, Матера, Базиликат - умер 11 июня 1775 года, Париж. 

Он был одним из самых выдающихся композиторов комической оперы в третьей четверти XVIII века, внесший свой вклад в создание нового стиля в этом жанре - комедии Ариеттес, смешав итальянские элементы с традиционными французскими.

Дуни был четвертым сыном Франческо Дуни, маэстро капеллы в Матере, и младшим братом Антонио Дуни. Мало что известно о его раннем обучении, которое проходило в Неаполе, хотя, вероятно, не у Дуранте, как предполагалось ранее. Его первая опера "Нерон" была поставлена во время весеннего сезона в Риме в 1735 году, а после написания произведений для карнавала в Риме и Милане в 1736 году Дуни отправился в Лондон, где в мае 1737 года его "Демофонте" был исполнен в английской версии. 22 октября 1738 года он поступил в Лейденский университет и продолжил писать оперы для Милана в 1739 году и для Флоренции в 1740 и 1743 годах. 16 декабря 1743 года Дуни был назначен маэстро капеллы Святого Николы в Бари. Благодаря "Иперместре" и "Сиро Риконосиуто" (оба - в 1748 году, Генуя) он привлек внимание герцога Ришелье и Филиппа, герцога Пармского. Вскоре после этого он стал придворным маэстро капеллы в Парме и учителем музыки дочери герцога Изабеллы (которая позже вышла замуж за эрцгерцога Австрийского Иосифа). С началом Олимпиады (Пармский карнавал 1755 года) карьера Дуни как композитора оперных серий подошла к концу, а приезд Гольдони в Парму в мае 1756 года привел к его сотрудничеству с Дуни в последней итальянской опере "Буона фиглюола", более известной благодаря более поздней постановке Пиччинни. Французская атмосфера при дворе в Парме привлекла внимание Дуни к комической опере, и часто говорят, что во время своего пребывания там он написал музыку к двум либретто Фавара в этом жанре - "Дева в доспехах" и "Нинетта а-ля кур". В обоих случаях это весьма сомнительно (также не доказано, что какая-либо музыка Дуни была использована в пародии на "Нинетту а-ля кур", поставленной в Париже в 1755 году). Однако Жан Монне, директор парижской оперы-Комик, сообщил в своих мемуарах, что осенью 1756 года он получил запрос из Пармы на французское либретто для Дуни, который хотел написать оперу для Парижа. Результатом, после долгих колебаний со стороны Монне, стала опера Луи Ансома "Любовь к сыну модели", на первое представление которой 26 июля 1757 года Дуни отправился в Париж. Это был блестящий успех, опровергший утверждение Руссо о том, что французский язык непригоден для музыки: благодаря сочетанию мелодий из водевилей и естественной французской экспрессивной декламации в рамках итальянского музыкального языка, "Ле Пейнтр" в течение нескольких лет служил образцом комической оперы. Уволенный со своего поста в Парме с пенсией, Дуни поселился в Париже, женился и в 1758-1760 годах укрепил свою репутацию несколькими успешными комическими операми. В 1761 году он был назначен музыкальным руководителем Итальянской комедии, но, по иронии судьбы, ряд его новых работ для этого театра не были хорошо приняты. В августе 1761 года он с негодованием ответил в "Меркюр де Франс" на враждебную критику его "Прекрасной дочери", а частное письмо, датированное январем 1762 года, опубликованное Тирсо, показывает, что в то время он также находился в конфликте с Фаваром. Однако его сотрудничество с Ансомом Мазе (1761), "Солдатом" (1762) и "Двумя охотниками и спасательницами" (1763), необычайно драматичной "Школой молодежи" (1765) и "Клошеткой" (1766) было чрезвычайно успешным. Эти работы, а также две амбициозные совместные работы с Фаваром - "Фея Уржель" (1765) и "Муассоннеры" (1768) - были опубликованы в Париже и адаптированы, переведены и тиражировались по всей Европе. Они выступали во Франции почти до конца столетия. В течение 18 месяцев, прошедших между премьерой "Клошетки" в июле 1766 года и премьерой "муассоннеров" в январе 1768 года, Дуни, по-видимому, посетил Италию. По возвращении в Париж он столкнулся с резким и несправедливым предложением Гримма о том, что ему "не мешало бы бросить сочинительство, поскольку поездка в Италию не освежила его голову’. Несмотря на аналогичную, но более мягкую критику, следующая работа Дуни "Сабо" (1768) – первая из двух совместных работ с Седеном – имела скромный успех, и 26 ноября 1768 года и он, и Фавар получили пенсии от Итальянской комедии. После смерти Темира (1770) он ушел в отставку, продолжая преподавать и время от времени судить музыкальные конкурсы. Сын Дуни, Жан-Пьер (род. 21 сентября 1759, Париж), был композитором трех сонат для фортепиано со скрипичным сопровождением (Париж, 1778).

Ноты сочинений Эджидио Дуни на сайте библиотеки IMSLP