Дю Мон, Анри
1610 - 1684

Назад

Du Mont, Henry

Портрет композитора Анри Дю Мон

  • Дата рождения: около 1610 года
  • Место рождения: Лоз (ныне Борглон), близ Хасселта
  • Дата смерти: 8 мая 1684 года
  • Место смерти: Париж

Биография

Анри Дю Мон был французским композитором, органистом и клавесинистом. После рождения его брата Ламбера около 1613 года семья переехала в Маастрихт. 14 июня 1621 года оба брата - которых вскоре стали называть "а Монте", латинской версией валлонского имени "де Тьер" - поступили в хоровую школу церкви Богоматери в Маастрихте. Получая основательную музыкальную подготовку (Анри изучал орган, а Ламберт - фагот), они продолжали общее образование в иезуитском колледже. В 1629 году Анри стал органистом церкви Богоматери и продолжил своё музыкальное образование через контакты с мастерами в других местах, вероятно, обучаясь у Леонара де Одомона в Льеже. Он покинул Маастрихт в 1638 году по неизвестному направлению и вновь упоминается в Париже 4 апреля 1643 года, когда подписал контракт о найме на должность органиста в церкви Святого Павла. В течение 1640-х годов он стал хорошо известен в Париже и участвовал в частных концертах. В 1647 году он получил французское гражданство.

После публикации Балларом в 1652 году его первого тома мотетов "Священные песни" Дю Мон вернулся в Маастрихт и 21 августа 1653 года женился на Мехтел Лойенс, дочери магистрата. Вернувшись в Париж, супруги жили в скромном жилище, предоставленном церковью Святого Павла и уже занимаемом Дю Моном. В это же время он получил доступ ко двору в качестве клавесиниста брата короля, герцога Анжуйского. В течение 1650-х годов его репутация росла за границей, где его произведения были хорошо известны, и он стал участвовать в регулярной переписке с голландцем Константейном Хёйгенсом.

В июле 1660 года, после брака Людовика Четырнадцатого с инфантой Марией-Терезией, Дю Мон был назначен органистом королевы. После смерти Жана Вейо, помощника руководителя королевской капеллы, Дю Мон и Пьер Робер были назначены в июле 1663 года, как и Габриэль Экспильи в 1664 году, чтобы разделить обязанности этой должности с Томасом Гобером, каждый из четырёх мужчин служил в течение трёх месяцев в году. Дю Мон, который потерял свою жену в 1660 году, таким образом получил несколько высших придворных назначений, сохранив при этом свою должность органиста церкви Святого Павла. С 1668 года он действовал как помощник руководителя в течение полных полугода. Затем он был назначен композитором музыки королевской капеллы и, наконец, руководителем музыки королевы в 1673 году. Он приобрёл значительные церковные бенефиции. В апреле 1667 года он был назначен аббатом в Нотр-Дам в Сий-ан-Гуфферн, близ Алансона, куда часто наведывался. В 1676 году его блестящая карьера была увенчана назначением каноником капитула Святого Серватия в Маастрихте. Несмотря на преклонный возраст и множество занятий, Дю Мон часто посещал Маастрихт, где всё ещё жили его семья и друзья. Попросив весной 1683 года разрешения короля оставить свои должности "по причине своего нездоровья", он удалился в свой дом при церкви Святого Павла и умер там в следующем году.

Творчество

Творчество Анри Дю Мона занимает центральное место в развитии французской музыки середины семнадцатого века и представляет собой уникальное соединение различных европейских традиций. Сформировавшись под влиянием нидерландской полифонической школы и льежских музыкальных традиций, Дю Мон сумел создать индивидуальный стиль, который соответствовал эстетическим требованиям французского королевского двора.

Духовная музыка составляет основу наследия композитора. Его ранний сборник "Священные песни" стал знаковым произведением - это была первая во Франции публикация, включавшая генерал-бас как отдельную партию. Новый подход Дю Мона проявился в предоставлении исполнителям необычайной свободы: многие произведения допускали альтернативные тесситуры и дополнительные инструментальные партии. Особого внимания заслуживают его диалогические мотеты, в которых Дю Мон развивал драматический потенциал духовных текстов. "Диалог о душе", описанный современниками как "превосходная оратория", демонстрирует мастерское владение крупной формой и предвосхищает будущие "Священные истории" Шарпантье.

Малые мотеты Дю Мона, которых сохранилось сто четырнадцать в пяти сборниках, отличаются утончённой лирикой и тонким пониманием возможностей человеческого голоса. Композитор часто использовал технику эха между голосами, создавая пространственные эффекты, как в мотете "На ложе моём". В произведениях для двойного хора, таких как "Воспевайте Господу" и "Приди, Создатель Дух", Дю Мон достигал монументальности звучания через контрастное противопоставление хоровых групп.

Светские сочинения композитора, хотя и менее многочисленны, включают двадцать одну песню из сборника "Смеси" и четырёхголосные арии. Эти произведения отражают влияние итальянских композиторов начала века, в особенности Алессандро Гранди, и демонстрируют интерес Дю Мона к эксперименту с формой и гармонией.

Особую ценность представляют инструментальные сочинения Дю Мона, особенно его вклад в развитие камерной музыки с генерал-басом. Сохранившиеся аллеманды и симфонии, хотя и немногочисленны, показывают глубокое понимание возможностей ансамблевого музицирования. Его паваны и аллеманды в трёх-четырёх партиях с басом являются одними из самых ранних французских примеров камерной музыки с непрерывным басом.

Творчество Дю Мона оказало значительное влияние на развитие французской музыки последующего периода. Его новаторство в области мотета, особенно в диалогической форме, подготовило почву для расцвета французской духовной музыки эпохи барокко. Уникальное сочетание нидерландской контрапунктической традиции с французской элегантностью и итальянской выразительностью обеспечило Дю Мону особое место в истории европейской музыки.

Произведения

Большие мотеты (из сборника "Мотеты для королевской капеллы", 1686)

  • "Блаженны все" ("Beati omnes")
  • "Благословлю Господа" ("Benedicam Dominum")
  • "Благослови, душа моя" ("Benedic anima mea")
  • "Благословен Господь" ("Benedictus Dominus")
  • "Воспоём Господу" ("Cantemus Domino")
  • "Исповедаемся Тебе, Боже" ("Confitebimur tibi Deus")
  • "Поздравьте меня, верные" ("Congratulamini mihi fideles")
  • "Господи, силою Твоею" ("Domine in virtute")
  • "Господи, что умножились" ("Domine quid multiplicati")
  • "Пока царь был" ("Dum esset rex")
  • "Вот идёт" ("Ecce iste venit")
  • "Буду превозносить Тебя, Боже мой" ("Exaltabo te Deus meus")
  • "Услышь, Боже" ("Exaudi Deus")
  • "Ликует дух" ("Exultat animus")
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat")
  • "Мать Иерусалима" ("Mater Jerusalem")
  • "Помни, о преблагая" ("Memorare, o piissima")
  • "Если Господь" ("Nisi Dominus")
  • "О вечный милостивый Боже" ("O aeternae misericors Deus")
  • "О сладчайшая" ("O dulcissima")
  • "О цвет долин" ("O flos convallium")
  • "О тайна" ("O mysterium")
  • "Бейте, бейте в литавры" ("Pulsate, pulsate tympana")
  • "Как" ("Quemadmodum")
  • "Священных торжеств" ("Sacris solemniis")
  • "На реках Вавилонских" ("Super flumina Babylonis")

Малые мотеты

  • "Священные песни" ("Cantica sacra") для двух-четырёх голосов [1652]
  • "Смеси" ("Meslanges") для двух-пяти голосов [1657]
  • Третья часть, добавленная к прелюдиям "Смесей" [1661]
  • "Четырёхголосные арии" ("Airs à 4 parties") [1663]
  • "Мотеты на два голоса" ("Motets à deux voix") [1668]
  • "Мотеты" для двух-четырёх голосов [1681]

Французские псалмы и мотеты

  • "Едва дней моих" ("A peine de mes jours")
  • "Блажен тот, кому Бог" ("Bienheureux à qui Dieu")
  • "Эти светлые и прочные своды" ("Ces voûtes claires et solides")
  • "Против этих жестоких завистников" ("Contre ces cruels envieux")
  • "Надежда всякой удручённой души" ("Espoir de toute âme affligée")
  • "Сыны человеческие, разные народы" ("Fils des hommes, peuples divers")
  • "Великий Бог, чья благость" ("Grand Dieu dont la bonté")
  • "Великий Бог, приклони ухо" ("Grand Dieu preste l'oreille")
  • "Великий Бог, который над царями" ("Grand Dieu qui sur les roys")
  • "Счастлив, чья душа поражена" ("Heureux de qui l'âme est atteinte")
  • "Счастлив, кто не открывает своего сердца" ("Heureux qui n'ouvre point son coeur")

Мессы

"Пять месс в простом пении" ("Cinq messes en plain-chant") [1669]:

  • Первый тон
  • Второй тон
  • Четвёртый тон
  • Пятый тон
  • Шестой тон

Светские вокальные произведения

  • "Вдали от вас" ("Absent de vous")
  • "Пылающие вздохи" ("Ardens soupirs")
  • "Изгоним" ("Bannissons")
  • "Хотя наш пир" ("Bien que nostre festin")
  • "Мужество, дети" ("Courage enfans")
  • "Напрасно я советовался" ("En vain j'ay consulté")
  • "Ирида, вы говорили" ("Iris vous disiez")
  • "Я никогда не говорил" ("Je n'ay jamais parlé")
  • "Я не знаю, что" ("Je ne say ce que")
  • "Я больше не хожу" ("Je ne vays plus")

Инструментальные произведения

  • Аллеманды для органа или клавесина
  • Паваны для двух виол и басовой виолы
  • Симфонии для двух скрипок и генерал-баса
  • Прелюдии для инструментального ансамбля

Ноты сочинений Анри Дю Мона на сайте библиотеки IMSLP