Дю Мон, Анри
1610 - 1684
Назад
Анри Дю Мон (Henry Du Mont) - Французский композитор, органист и клавесинист
Родился в 1610 году, Лооз (ныне Борглун), графство Хасселт - умер 8 мая 1684 года, Париж.
После рождения его брата Ламберта, примерно в 1613 году, семья переехала в Маастрихт. 14 июня 1621 года оба брата, которых вскоре стали называть "Монте", что является латинским переводом валлонского имени "де Тир", поступили в хоровую школу Онзе–Ливе–Врувекерк, Маастрихт. Получив основательное музыкальное образование (Анри учился игре на органе, а Ламберт - на фаготе), они продолжили общее образование в иезуитском колледже. В 1629 году Анри стал органистом в Онце-Ливе-Фрувекерке и продолжил свое музыкальное образование, общаясь с мастерами в других местах, вероятно, обучаясь у Леонара де Годемона в Льеже. В 1638 году он покинул Маастрихт в неизвестном направлении, и в следующий раз о нем услышали в Париже 4 апреля 1643 года, когда он подписал контракт о приеме на работу в качестве органиста в церкви Святого Павла. В 1640-х годах он стал хорошо известен в Париже и принимал участие в частных концертах. В 1647 году он получил французское гражданство. После публикации Баллардом в 1652 году его первого тома песнопений "Cantica sacra", Дю Мон вернулся в Маастрихт и 21 августа 1653 года женился на Мечт Лойенс, дочери мирового судьи. Вернувшись в Париж, супруги поселились в скромном жилище, предоставленном церковью Святого Павла, которое уже занимал Дю Мон. В это же время он получил доступ ко двору в качестве клавесиниста брата короля, герцога Анжуйского. В 1650-е годы его репутация выросла за границей, где его работы были хорошо известны, и он вступил в регулярную переписку с голландцем Константином Гюйгенсом. В июле 1660 года, после женитьбы Людовика XIV на инфанте Марии-Терезе, Дю Мон был назначен органистом королевы. После смерти Жана Вейо, су-метрдотеля королевской капеллы, в июле 1663 года Дю Мон и Пьер Робер были назначены, как и Габриэль Экспилли в 1664 году, делить обязанности на этом посту с Томасом Гобером, каждый из четырех человек исполнял обязанности священника в течение трех месяцев в году. Таким образом, Дю Мон, потерявший жену в 1660 году, получил несколько высших придворных должностей, сохранив при этом за собой пост органиста собора Святого Павла. С 1668 года он в течение полугода исполнял обязанности помощника мэра. Затем он был назначен композитором королевской часовни и, наконец, в 1673 году - мэтром королевской музыки. Он получил значительные церковные бенефиции. В апреле 1667 года он был назначен аббатом собора Парижской Богоматери в Силли-ан-Гуфферне, недалеко от Алансона, где часто бывал. В 1676 году его блестящая карьера увенчалась назначением каноником капитула святого Серватия в Маастрихте. Несмотря на свой преклонный возраст и многочисленные занятия, Дю Мон часто посещал Маастрихт, где по-прежнему жили его семья и друзья. Попросив у короля разрешения покинуть свои посты "по причине болезни" весной 1683 года, он удалился в свой дом в Сент-Поле и умер там в следующем году. Карьера Дю Мона в церкви Святого Павла, а затем в капелле Людовика XIV неизбежно привела его собственные произведения к духовной музыке. Как органист, он, вероятно, сочинил много пьес для своего инструмента, но ни одна из них не дошла до нас, за исключением нескольких аллемандов в сборниках его музыки, изданных Баллардом, и нескольких рукописных фрагментов. Сохранившиеся произведения почти исключительно вокальные. Большинство его опубликованных сочинений являются образцами малого мотета, в котором он преуспел; 114 из них вошли в пять сборников, опубликованных между 1652 и 1681 годами. Единственными светскими произведениями являются "21 песня месланжа" (1657) и парафразы псалмов из "Вечеринок вчетвером" (1663). К этим произведениям следует добавить "Диалог души" и 26 великих мотетов, написанных для большого вокального и инструментального состава и предназначенных специально для королевской капеллы, а также "Четыре мессы нараспев" (1669), "подходящие как для монахов, так и для монахинь". Первая из публикаций Дю Мона, "Cantica sacra", посвящена религиозным дамам. Они предоставляют переводчикам большую свободу выбора, предлагая альтернативные вокальные тесситуры и инструментальные партии в неограниченном количестве. Наиболее ярким примером этого является № 39 "Литании о вере", для которой Дю Мон предложил не менее пяти различных вариантов исполнения. Это издание, состоящее из мотетов в двух, трех и четырех частях, стало первым во Франции, в котором фигурный басовый аккорд был выделен в отдельную часть. В предисловии Дю Мон неточно заметил: “Учитывая, что мало кто печатал музыку такого рода с basso continuo, да и вообще никто во Франции еще не делал этого, я решил сделать одолжение публике... опубликовав некоторые мотеты моего сочинения”. На самом деле Константин Гюйгенс был первым во Франции, кто напечатал фрагменты с бассо континуо (без рисунка) в своей "Священной песне" (1647), опубликованной Баллардом. Однако в "Священной песне" есть некоторые совершенно новые черты. В некоторых мотетах есть сложная инструментальная партия для виолы. si placet; неясно, для альта это или для скрипки. В песнопении "lectulo meo" (№ 11) представлены два превосходных голоса, перекликающихся друг с другом. Во многих произведениях чувствуется влияние льежских и итальянских композиторов первых десятилетий века, таких как Алессандро Гранди. Дю Мон также использовал двойной припев для контраста в кантатах "Domino" (№28), "Veni creator spiritus" (№ 34) и "Christus natus est nobis" (№ 38). Коллекция также включает в себя самые ранние французские образцы камерной музыки в сопровождении континуо в "паване", симфонии и аллеманды в трех-четырех частях для баса. Второй сборник маленьких песнопений, "Песнопения для двоих", был опубликован только в 1668 году. Дю Мон, в то время су-мэтр королевской капеллы, посвятил их королю. Здесь он попробовал себя в новом жанре - песнопениях-диалогах, которых насчитывается шесть из 25 двухчастных песнопений. Эти ранние образцы духовных диалогов оставались популярными еще долгое время после смерти Дю Мона. "Грешник" (№ 1), диалог между ангелом и грешницей, все еще исполнялся в начале XVIII века, согласно "Серфу Вьевиля" (Сравнение итальянской и французской музыки). Именно в "Диалоге души", который Себастьен де Броссар назвал "превосходной разновидностью оратории", Дю Мон наиболее эффективно развил жанр диалога. В пьесе, датируемой, вероятно, 1660-ми годами, Бог (бас) и душа (тенор) ведут диалог, в то время как ангелы образуют трио. Произведение, состоящее из трех частей, перемежается симфониями для двух виолончелей и континуо и заканчивается ансамблем из пяти частей с инструментами, воспевающими славу Божью. "Диалог души", во многом схожий с итальянскими ораториями того же периода (в частности, с ораториями Легренци), стоит особняком среди произведений Дю Мона, предвосхищая "Священную историю" М.-А. Шарпантье. Любопытно, что в коллекции Броссара есть "оратория" на тот же текст (начинающаяся "Anima mea in dolore est"), приписываемая Кариссими в каталоге Броссара и построенная в той же манере, что и у Дю Монта. С песнопениями для II, III и IV вечеринок (1681) Дю Мон представил чрезвычайно разнообразную и успешную коллекцию маленьких песнопений. Они включают диалог (In te Domine, № 8), песнопение-эхо (In lectulo, № 7), песнопения для сольного голоса, представленные симфониями или перемежающиеся с ними, а также песнопения для нескольких голосов и инструментов (в том числе для фагота в симфониях "О величии госпожи", №34 и “Quid”, № 35). Четыре последних мотета, состоящие из четырех частей, могут быть исполнены двумя хорами. Широкое использование симфоний и инструментальных ритурнелей в некоторых мотетах, а также чередование большого и малого хорового исполнения приближают некоторые из этих произведений к жанру большого мотета. На момент своего поступления в королевскую капеллу в 1663 году Дю Мон уже имел на своем счету значительное количество великих песнопений, что позволило ему с успехом проявить свой талант в борьбе за должность. За 20 лет, проведенных в часовне Монт, он сочинил около 70 великих песнопений, известных нам по сборнику "Песнопения и посвящения королевской часовни", в котором регулярно публиковались тексты песнопений, исполняемых во время королевской мессы. Творчество Дю Мона сравнимо с творчеством Мишеля-Ришара де Лаланда (почти 80 мотетов) и намного превосходит творчество его современников Люлли и Пьера Робера. Именно вместе с песнопениями этих двух последних композиторов "по прямому указанию его величества" были опубликованы 20 великих песнопений Дю Мона. 12 мотетов Люлли и 24 мотета Роберта были опубликованы Баллардом в 1684 году, а в 1686 году они были дополнены произведениями Дю Мона. Шесть других мотетов в рукописном виде сохранились в коллекции Броссара, остальные не сохранились. Эти подборки различных текстов – псалмов, гимнов и песнопений из Ветхого и Нового Заветов, а также поэтических текстов Пьера Перрена и анонимных авторов – имеют умеренный объем. Некоторые из них (Benedic anima mea, Benedictus и Magnificat), несомненно, были написаны для исключительных случаев, поскольку они намного длиннее, и были скопированы для королевской библиотеки. Разнообразие этих произведений по форме, стилю и оформлению - одна из их главных характеристик, указывающая на то, что они создавались на протяжении нескольких десятилетий. Оркестровая партитура, обычно состоящая из пяти частей с двумя виолончельными партитурами, очень разнообразна, включая пассажи для трио или квартета (с двумя верхними частями или одной верхней и двумя средними частями). Почти в половине мотетов аккомпанемент к хорам характерен для Дю Мона, с самостоятельным вступлением для виолончели и внутренними партиями, совершенно отделенными от голосов. Вступительные симфонии, отсутствующие в "Exultat animus" и "Domine in virtute tua", далеки от стереотипов; в некоторых величественных образцах ("О, долготерпение", "Как сильно ты желаешь меня") прослеживается структура французской увертюры.
Ноты сочинений Анри Дю Мона на сайте библиотеки IMSLP