Дю Мон, Анри
1610 - 1684
Назад
Du Mont, Henry
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Анри Дю Мон был французским композитором, органистом и клавесинистом. После рождения его брата Ламбера около 1613 года семья переехала в Маастрихт. 14 июня 1621 года оба брата - которых вскоре стали называть "а Монте", латинской версией валлонского имени "де Тьер" - поступили в хоровую школу церкви Богоматери в Маастрихте. Получая основательную музыкальную подготовку (Анри изучал орган, а Ламберт - фагот), они продолжали общее образование в иезуитском колледже. В 1629 году Анри стал органистом церкви Богоматери и продолжил своё музыкальное образование через контакты с мастерами в других местах, вероятно, обучаясь у Леонара де Одомона в Льеже. Он покинул Маастрихт в 1638 году по неизвестному направлению и вновь упоминается в Париже 4 апреля 1643 года, когда подписал контракт о найме на должность органиста в церкви Святого Павла. В течение 1640-х годов он стал хорошо известен в Париже и участвовал в частных концертах. В 1647 году он получил французское гражданство.
После публикации Балларом в 1652 году его первого тома мотетов "Священные песни" Дю Мон вернулся в Маастрихт и 21 августа 1653 года женился на Мехтел Лойенс, дочери магистрата. Вернувшись в Париж, супруги жили в скромном жилище, предоставленном церковью Святого Павла и уже занимаемом Дю Моном. В это же время он получил доступ ко двору в качестве клавесиниста брата короля, герцога Анжуйского. В течение 1650-х годов его репутация росла за границей, где его произведения были хорошо известны, и он стал участвовать в регулярной переписке с голландцем Константейном Хёйгенсом.
В июле 1660 года, после брака Людовика Четырнадцатого с инфантой Марией-Терезией, Дю Мон был назначен органистом королевы. После смерти Жана Вейо, помощника руководителя королевской капеллы, Дю Мон и Пьер Робер были назначены в июле 1663 года, как и Габриэль Экспильи в 1664 году, чтобы разделить обязанности этой должности с Томасом Гобером, каждый из четырёх мужчин служил в течение трёх месяцев в году. Дю Мон, который потерял свою жену в 1660 году, таким образом получил несколько высших придворных назначений, сохранив при этом свою должность органиста церкви Святого Павла. С 1668 года он действовал как помощник руководителя в течение полных полугода. Затем он был назначен композитором музыки королевской капеллы и, наконец, руководителем музыки королевы в 1673 году. Он приобрёл значительные церковные бенефиции. В апреле 1667 года он был назначен аббатом в Нотр-Дам в Сий-ан-Гуфферн, близ Алансона, куда часто наведывался. В 1676 году его блестящая карьера была увенчана назначением каноником капитула Святого Серватия в Маастрихте. Несмотря на преклонный возраст и множество занятий, Дю Мон часто посещал Маастрихт, где всё ещё жили его семья и друзья. Попросив весной 1683 года разрешения короля оставить свои должности "по причине своего нездоровья", он удалился в свой дом при церкви Святого Павла и умер там в следующем году.
Творчество Анри Дю Мона занимает центральное место в развитии французской музыки середины семнадцатого века и представляет собой уникальное соединение различных европейских традиций. Сформировавшись под влиянием нидерландской полифонической школы и льежских музыкальных традиций, Дю Мон сумел создать индивидуальный стиль, который соответствовал эстетическим требованиям французского королевского двора.
Духовная музыка составляет основу наследия композитора. Его ранний сборник "Священные песни" стал знаковым произведением - это была первая во Франции публикация, включавшая генерал-бас как отдельную партию. Новый подход Дю Мона проявился в предоставлении исполнителям необычайной свободы: многие произведения допускали альтернативные тесситуры и дополнительные инструментальные партии. Особого внимания заслуживают его диалогические мотеты, в которых Дю Мон развивал драматический потенциал духовных текстов. "Диалог о душе", описанный современниками как "превосходная оратория", демонстрирует мастерское владение крупной формой и предвосхищает будущие "Священные истории" Шарпантье.
Малые мотеты Дю Мона, которых сохранилось сто четырнадцать в пяти сборниках, отличаются утончённой лирикой и тонким пониманием возможностей человеческого голоса. Композитор часто использовал технику эха между голосами, создавая пространственные эффекты, как в мотете "На ложе моём". В произведениях для двойного хора, таких как "Воспевайте Господу" и "Приди, Создатель Дух", Дю Мон достигал монументальности звучания через контрастное противопоставление хоровых групп.
Светские сочинения композитора, хотя и менее многочисленны, включают двадцать одну песню из сборника "Смеси" и четырёхголосные арии. Эти произведения отражают влияние итальянских композиторов начала века, в особенности Алессандро Гранди, и демонстрируют интерес Дю Мона к эксперименту с формой и гармонией.
Особую ценность представляют инструментальные сочинения Дю Мона, особенно его вклад в развитие камерной музыки с генерал-басом. Сохранившиеся аллеманды и симфонии, хотя и немногочисленны, показывают глубокое понимание возможностей ансамблевого музицирования. Его паваны и аллеманды в трёх-четырёх партиях с басом являются одними из самых ранних французских примеров камерной музыки с непрерывным басом.
Творчество Дю Мона оказало значительное влияние на развитие французской музыки последующего периода. Его новаторство в области мотета, особенно в диалогической форме, подготовило почву для расцвета французской духовной музыки эпохи барокко. Уникальное сочетание нидерландской контрапунктической традиции с французской элегантностью и итальянской выразительностью обеспечило Дю Мону особое место в истории европейской музыки.
Большие мотеты (из сборника "Мотеты для королевской капеллы", 1686)
Малые мотеты
Французские псалмы и мотеты
Мессы
"Пять месс в простом пении" ("Cinq messes en plain-chant") [1669]:
Светские вокальные произведения
Инструментальные произведения
Ноты сочинений Анри Дю Мона на сайте библиотеки IMSLP