Дю Карруа, Юсташ
1549 - 1609

Назад

Юсташ Дю Карруа (Eustache Du Caurroy) - Французский композитор

Крещён 4 февраля 1549 года, Герберой - умер 7 августа 1609 года, Париж. 

Согласно "Ла Борд", Дю Карруа родился в Герберуа; он был крещен в Бове. Эпитафия, написанная кардиналом Жаком Дэви дю Перроном и выгравированная на памятнике, воздвигнутом его учеником и преемником Николя Форме, свидетельствует о том, что он служил при королевском дворе во время правления Карла IX (умер в 1574 году), но первое явное свидетельство его привязанности к этому дому содержится в В 1575 году он был упомянут как певец королевской капеллы в документах, подготовленных для Пюи д'Эвро, ежегодного музыкального конкурса, в котором принимали участие представители элитных заведений. (В том же году он получил премию за французскую песню, за мотет в 1576 году и за еще один шансон в 1583 году) До 1595 года дю Карруа занимал должность помощника мэтра королевской капеллы, но затем был назначен композитором королевской палаты. В 1599 году он получил ту же должность в королевской капелле. Его "Послание к умершим", написанное в 1590 году, было исполнено в 1590 году на похоронах Генриха IV; это длинное произведение стало официальным реквиемом, который исполнялся на похоронах королей Франции. В конце XVI - начале XVII века дю Карруа получил широкое признание и пользовался большим уважением, а к концу своей жизни получил несколько почестей и бенефиций. Он стал каноником Сент-Шапель в Дижоне и Сент-Круа в Орлеане, настоятелем Сен-Аюль-де-Провен (где некоторые из его родственников занимали аналогичные должности), Пасси и Сен-Сира в Бурге; он также владел крупным сельскохозяйственным поместьем в Пикардии. После его смерти его часто хвалили и цитировали: Каус (1615), Мерсенн (1636), Парран (1639) и Дю Кусю (1658) предложили в своих трактатах несколько примеров, взятых из его работ. Мерсенн сказал о нем: "Дю Карруа безраздельно властвует благодаря великолепной гармонии своей композиции и богатому контрапункту … все композиторы Франции считают его своим мастером", а в 1645 году Дю Пейра в своей книге "Древности и исследования часовни и оратории короля" назвал Дю Карруа "одним из величайших музыкантов Европы". Хотя некоторые из его произведений появились при его жизни в издательствах Le Roy & Ballard и Phalèse, основная часть его произведений – как светских, так и духовных, а также инструментальных – появилась только после его смерти. Сам композитор, по-видимому, планировал эту посмертную публикацию, заключив в последние месяцы своей жизни контракт с Пьером Балларом, который предусматривал, что руководить проектом будет его племянник Андре Питар. Дю Карруа изучил труды Жоскена, Вилларта и Зарлино и в предисловии к первому тому своих "Духовных наставлений" заявил, что научился своему ремеслу, "читая хороших авторов и подражая древним". Будучи несколько консервативным по натуре, он в первую очередь интересовался строгими контрапунктическими приемами и иногда жертвовал спонтанностью ради теоретического совершенства. Тем не менее, его музыка часто отличается простором и лиричностью, которые не лишены очарования. Некоторые из его работ, такие как "Христос воскресе", "Четыре бога" (опубликованы в "Церковных прецедентах") или "Принц Франции", "Когда священнослужитель возвращается" (опубликованы в "Месланже"), по-видимому, были написаны для особых случаев. В нескольких произведениях из "Месланжа", а также из церковных преданий он проявил особый интерес к античной музыке в соответствии с принципами, изложенными Антуаном де Баифом и воплощенными в жизнь Клодом Ле Юном в его "Песнях против меслана". Интерес Дю Карруа к математике отражен в его "абстрактных" музыкальных композициях, инструментальных фантазиях, которые основаны как на священных, так и на светских песнях. Эти произведения являются его самым оригинальным вкладом в репертуар "чистой" музыки; утверждается, что клавишные переложения заложили основу французской школы органной музыки, которая впервые стала известна благодаря творчеству Тителуза.

Ноты сочинений Юсташа Дю Карруа на сайте библиотеки IMSLP