Дю Коруа, Эсташ
1549 - 1609

Назад

Du Caurroy, Eustache

Портрет композитора Эсташ Дю Коруа

  • Дата рождения: крещён 4 февраля 1549 года
  • Место рождения: вероятно Жерберуа
  • Дата смерти: 7 августа 1609 года
  • Место смерти: Париж

Биография

Эсташ Дю Коруа был французским композитором. Согласно Ла Борду, Дю Коруа родился в Жерберуа; он был крещён в Бове. Эпитафия, написанная кардиналом Жаком Дави Дю Перроном и выгравированная на памятнике, который воздвиг его ученик и преемник Никола Форме, позволяет предположить, что он служил при королевском дворе во время правления Карла Девятого (умер в 1574 году), но первое ясное свидетельство его связи с этим домом появляется в 1575 году, когда он был отмечен как певчий в королевской капелле в документах, подготовленных для Пуи д'Эврё, ежегодного музыкального конкурса, посещаемого членами элитных учреждений. (В том году он получил приз за французскую песню, за мотет в 1576 году и за другую шансон в 1583 году). До 1595 года Дю Коруа занимал должность субмагистра* королевской капеллы, но был повышен до звания композитора королевской камеры. В 1599 году он получил такую же должность в королевской капелле. Его "Заупокойная месса", сочинённая около 1590 года, была исполнена около 1590 года на похоронах Генриха Четвёртого; это длинное произведение оставалось официальным реквиемом, который пели на похоронах королей Франции. В конце XVI века и начале XVII века Дю Коруа получил широкое признание и высоко ценился, а к концу своей жизни накопил несколько почётных званий и бенефиций. Он стал каноником Святой Капеллы в Дижоне и Сент-Круа в Орлеане, приором Сент-Аюль де Провен (где некоторые из его родственников занимали аналогичные должности), Пасси и Сен-Сира в Бурге; он также владел крупным сельскохозяйственным поместьем в Пикардии. После его смерти его часто хвалили и цитировали: Кос (1615), Мерсенн (1636), Парран (1639) и Дю Кусю (1658) предложили в своих трактатах несколько примеров, взятых из его работ. Мерсенн сказал о нём: "Дю Коруа царит безраздельно благодаря великой гармоничности своей композиции и богатому контрапункту... все композиторы Франции считают его своим учителем", а в 1645 году Дю Пейра в своих "Древностях и исследованиях королевской капеллы и оратория" назвал Дю Коруа "одним из великих музыкантов Европы".

Хотя некоторые из его произведений появились при его жизни в публикациях Ле Руа и Баллара и Фалеза, основная часть его творчества - светская, духовная и инструментальная - появилась только после его смерти. Сам композитор, по-видимому, планировал это посмертное издание, заключив контракт с Пьером Балларом в последние месяцы своей жизни, который предусматривал надзор за предприятием со стороны его племянника Андре Питара.

Творчество

Дю Коруа изучал произведения и труды Жоскена, Вилларта и Дзарлино и в предисловии к первому тому своих "Церковных молитв" объявил, что изучил своё ремесло "чтением хороших авторов и подражанием древним". Будучи человеком несколько консервативного склада, он в первую очередь интересовался строгими контрапунктическими техниками и иногда жертвовал спонтанностью ради теоретического совершенства. Тем не менее, его музыка часто обладает просторностью и лирическим качеством, не лишённым очарования. Некоторые из его произведений, такие как его "Христос побеждает", четыре "Тебя, Бога, хвалим" (опубликованные в "Церковных молитвах") или его "Принц, Франция желает этими священными стихами посвятить тебе алтарь" (опубликованные в "Смесях"), по-видимому, были написаны для особых случаев. В нескольких пьесах из "Смесей", а также из "Церковных молитв" он проявил особый интерес к "музыке в античном размере" согласно принципам, изложенным Антуаном де Баифом и воплощённым в жизнь Клодом Ле Жённом в его "псалмах в размеренных стихах". Увлечение Дю Коруа математикой отразилось в его "абстрактных" музыкальных сочинениях - инструментальных фантазиях, которые целиком основаны на духовных или светских заданных мелодиях (cantus firmi). Эти произведения являются его самым оригинальным вкладом в репертуар "чистой" музыки; утверждалось, что клавирные транскрипции заложили основу французской школы органной музыки, которая впервые стала известна через произведения Тительуза.

Произведения

Духовная музыка

  • "Церковные молитвы" ("Preces ecclesiasticae") для трёх-семи голосов [1609] (содержит 53 мотета)
  • "Заупокойная месса" ("Missa pro defunctis") для пяти голосов [1636]
  • "Благий Иисусе" ("Pie Jesu Domine") (канон для шести голосов)
  • Три мессы для четырёх голосов (утеряны)

Светские произведения

  • "Смеси музыки" ("Meslanges de la musique") для четырёх-шести голосов [1610] (содержит 10 псалмов, 35 шансон, 15 рождественских песен)
  • Четыре шансоны для четырёх-пяти голосов [1583-1597]

Инструментальная музыка

  • "Фантазии" ("Fantasies") для трёх-шести инструментов [1610] (содержит 42 инструментальные пьесы)

----------

*Субмагистр (от лат. submagister - помощник магистра, заместитель учителя) - историческая должность в церковной иерархии.

В контексте королевской капеллы Франции XVI века:

Субмагистр - это помощник руководителя (магистра) королевской капеллы, второй по значимости пост после магистра.

Обязанности субмагистра включали:

  • Помощь в организации музыкальной жизни капеллы
  • Руководство певчими и музыкантами в отсутствие магистра
  • Обучение хористов
  • Участие в отборе репертуара
  • Замещение магистра во время его отсутствия

В случае Дю Коруа - он занимал должность субмагистра королевской капеллы до 1595 года, после чего был повышен до композитора королевской камеры - более почётной и творческой должности.

Ноты сочинений Эсташа Дю Коруа на сайте библиотеки IMSLP