Дю Коруа, Эсташ
1549 - 1609
Назад
Du Caurroy, Eustache
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Эсташ Дю Коруа был французским композитором. Согласно Ла Борду, Дю Коруа родился в Жерберуа; он был крещён в Бове. Эпитафия, написанная кардиналом Жаком Дави Дю Перроном и выгравированная на памятнике, который воздвиг его ученик и преемник Никола Форме, позволяет предположить, что он служил при королевском дворе во время правления Карла Девятого (умер в 1574 году), но первое ясное свидетельство его связи с этим домом появляется в 1575 году, когда он был отмечен как певчий в королевской капелле в документах, подготовленных для Пуи д'Эврё, ежегодного музыкального конкурса, посещаемого членами элитных учреждений. (В том году он получил приз за французскую песню, за мотет в 1576 году и за другую шансон в 1583 году). До 1595 года Дю Коруа занимал должность субмагистра* королевской капеллы, но был повышен до звания композитора королевской камеры. В 1599 году он получил такую же должность в королевской капелле. Его "Заупокойная месса", сочинённая около 1590 года, была исполнена около 1590 года на похоронах Генриха Четвёртого; это длинное произведение оставалось официальным реквиемом, который пели на похоронах королей Франции. В конце XVI века и начале XVII века Дю Коруа получил широкое признание и высоко ценился, а к концу своей жизни накопил несколько почётных званий и бенефиций. Он стал каноником Святой Капеллы в Дижоне и Сент-Круа в Орлеане, приором Сент-Аюль де Провен (где некоторые из его родственников занимали аналогичные должности), Пасси и Сен-Сира в Бурге; он также владел крупным сельскохозяйственным поместьем в Пикардии. После его смерти его часто хвалили и цитировали: Кос (1615), Мерсенн (1636), Парран (1639) и Дю Кусю (1658) предложили в своих трактатах несколько примеров, взятых из его работ. Мерсенн сказал о нём: "Дю Коруа царит безраздельно благодаря великой гармоничности своей композиции и богатому контрапункту... все композиторы Франции считают его своим учителем", а в 1645 году Дю Пейра в своих "Древностях и исследованиях королевской капеллы и оратория" назвал Дю Коруа "одним из великих музыкантов Европы".
Хотя некоторые из его произведений появились при его жизни в публикациях Ле Руа и Баллара и Фалеза, основная часть его творчества - светская, духовная и инструментальная - появилась только после его смерти. Сам композитор, по-видимому, планировал это посмертное издание, заключив контракт с Пьером Балларом в последние месяцы своей жизни, который предусматривал надзор за предприятием со стороны его племянника Андре Питара.
Дю Коруа изучал произведения и труды Жоскена, Вилларта и Дзарлино и в предисловии к первому тому своих "Церковных молитв" объявил, что изучил своё ремесло "чтением хороших авторов и подражанием древним". Будучи человеком несколько консервативного склада, он в первую очередь интересовался строгими контрапунктическими техниками и иногда жертвовал спонтанностью ради теоретического совершенства. Тем не менее, его музыка часто обладает просторностью и лирическим качеством, не лишённым очарования. Некоторые из его произведений, такие как его "Христос побеждает", четыре "Тебя, Бога, хвалим" (опубликованные в "Церковных молитвах") или его "Принц, Франция желает этими священными стихами посвятить тебе алтарь" (опубликованные в "Смесях"), по-видимому, были написаны для особых случаев. В нескольких пьесах из "Смесей", а также из "Церковных молитв" он проявил особый интерес к "музыке в античном размере" согласно принципам, изложенным Антуаном де Баифом и воплощённым в жизнь Клодом Ле Жённом в его "псалмах в размеренных стихах". Увлечение Дю Коруа математикой отразилось в его "абстрактных" музыкальных сочинениях - инструментальных фантазиях, которые целиком основаны на духовных или светских заданных мелодиях (cantus firmi). Эти произведения являются его самым оригинальным вкладом в репертуар "чистой" музыки; утверждалось, что клавирные транскрипции заложили основу французской школы органной музыки, которая впервые стала известна через произведения Тительуза.
Духовная музыка
Светские произведения
Инструментальная музыка
----------
*Субмагистр (от лат. submagister - помощник магистра, заместитель учителя) - историческая должность в церковной иерархии.
В контексте королевской капеллы Франции XVI века:
Субмагистр - это помощник руководителя (магистра) королевской капеллы, второй по значимости пост после магистра.
Обязанности субмагистра включали:
В случае Дю Коруа - он занимал должность субмагистра королевской капеллы до 1595 года, после чего был повышен до композитора королевской камеры - более почётной и творческой должности.
Ноты сочинений Эсташа Дю Коруа на сайте библиотеки IMSLP