Дрецель, Валентин
1578 - 1658
Назад
Dretzel, Valentin
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Валентин Дрецель был композитором, органистом и инструменталистом. Уже в 1599 году он был музыкантом в церкви Фрауэнкирхе, где познакомился со многими уважаемыми нюрнбергскими музыкантами, любителями музыки и покровителями. Он выступал там в качестве инструменталиста, а в 1604 году также получил плату в качестве органиста. В конце 1616 года он был приглашён заменить органиста Шпиталькирхе Каспара Хасслера, который перешёл в церковь Святого Зебальда после того, как его шурин Ханс Кристоф Хайден был немедленно уволен. Когда Иоганн Штаден занял должность в церкви Святого Зебальда после смерти Хасслера в 1618 году, Дрецель сменил его на посту органиста церкви Святого Лоренца. После смерти Штадена в 1634 году Дрецель сменил его в церкви Святого Зебальда; это была высшая должность, которую органист мог достичь в Нюрнберге, и Дрецель занимал её до своей смерти. То, что он смог приобрести два дома в последующие годы, показывает, что он был финансово обеспечен. В разное время городской совет запрашивал его экспертную консультацию на испытаниях органов. Именно таким образом в 1607 году он вступил в конфликт с Каспаром Хасслером, который также видел в нём соперника из-за его мастерства как органиста. Ханс Лео Хасслер безуспешно пытался сгладить разногласия между двумя органистами по поводу платы за игру на свадьбах. В своих словах и поступках Каспар Хасслер легко поддавался эмоциям, и очевидно, что он ревностно стремился сохранить свою профессиональную репутацию и материальную выгоду. Сначала у Дрецеля также были трудности с Иоганном Штаденом; однако строгое предупреждение ему от городского совета было достаточно, чтобы их устранить. Позже оба мужчины стали очень дружелюбны и даже опубликовали некоторую музыку вместе. Эти добрые отношения распространялись и на сына Штадена Зигмунда Теофила, который в 1637 году посвятил своё новое издание "Церковных песнопений" Х.Л. Хасслера Дрецелю, среди других нюрнбергских органистов, и пять лет спустя Дрецель отправил своего младшего сына Иоганнеса к З.Т. Штадену для обучения.
Дрецель, должно быть, был виртуозным органистом. Его игра на знаменитом "Скрипичном клавире" Ханса Хайдена в ходе нюрнбергского мирного банкета 25 сентября 1649 года была очень восхищена: в сложной фестивальной музыке под руководством З.Т. Штадена он возглавлял вторую из четырёх инструментальных групп, размещённых по углам праздничного зала. Он, похоже, завёл особенно тесную дружбу с нюрнбергским городским советником Георгом Фолькамером и посвятил ему несколько своих сочинений, среди них свою главную публикацию, "Музыкальный венок" (1620), которая даже включает портрет Фолькамера. В отличие от сборников эпохи Возрождения, не мотеты для многих голосов, а те, что только для трёх, помещены в конец, как вклад в новый стиль музыки. Том включает два четырёхголосных ричеркара и две канцоны, одна в четырёх частях и одна в восьми, которые служат доказательством инструментального стиля Дрецеля. Наличие священного концерта прослеживается во вступительной симфонии и в отдельных указаниях относительно распределения инструментов. В период с 1625 по 1630 год Дрецель посвящал музыкальное приветствие Фолькамеру на каждый новый год. В первые два года приветствие имело форму простых, гомофонных немецких песен на два и четыре голоса. С 1627 года он добавил латинскую арию с генерал-басом, тем самым продемонстрировав своё знание нового монодического стиля. В 1630 году, когда Тридцатилетняя война не подавала признаков завершения, приветствие состояло из мольбы о мире в форме диалога в 27 стихах и трёхголосной фуги на хорал "Храни нас, Господь, при слове Твоём".
Творчество Валентина Дрецеля отражает переход от позднего Возрождения к раннему барокко в немецкой музыке. Его сочинения демонстрируют сочетание традиционной полифонической техники с новыми гомофонными и монодическими тенденциями. Центральное место в его наследии занимает сборник "Музыкальный венок" (1620), где композитор экспериментирует с различными вокальными и инструментальными составами. Особый интерес представляют его инструментальные произведения, включая ричеркары и канцоны, которые свидетельствуют о развитии независимого инструментального стиля. В своих поздних работах, таких как новогодние приветствия, Дрецель проявляет себя как мастер малых форм, искусно сочетая немецкую песненную традицию с итальянскими монодическими innovations. Его хоральная обработка "Храни нас, Господь, при слове Твоём" показывает глубокое понимание протестантской музыкальной традиции. Творчество Дрецеля характеризуется careful attention к тексту, ясной структурой и мастерским владением контрапунктом, что делает его одной из значительных фигур нюрнбергской музыкальной культуры первой половины XVII века.
Духовные песни
Погребальные песни
Ноты сочинений Валентина Дрецеля на сайте библиотеки IMSLP