Дрецель, Корнелиус Хайнрих
1697 - 1775
Назад
Dretzel, Cornelius Heinrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристоф Дрецель был внуком Георга Дретцеля. Помимо своего отца, он, возможно, учился у старшего сына Иоганна Пахельбеля, Вильгельма Иеронимуса, которого он сменил на посту органиста церкви Эгидиена в Нюрнберге в 1719 году. В возрасте 14 лет он уже играл на органе в церкви Фрауэнкирхе.
Неизвестно, учился ли Кристоф Дрецель у Иоганна Себастьяна Баха. Упоминание Шубарта в работе "Идеи об эстетике тонкого искусства" (Вена, 1806) о "Дрекселе, ученике великого Себастьяна Баха и, несомненно, одного из его лучших учеников" следует связывать с капельмейстером Аугсбургского собора Дрекселем (умер в 1801 году). Однако вполне возможно, что Дрецель учился у Баха в Веймаре в течение короткого периода времени до 1717 года. О том, что он тщательно изучил стиль Баха, свидетельствует тот факт, что его "Гармонический эрготизм" долгое время считался произведением Баха.
В Нюрнберге он прошёл путь от органиста церкви Эгидиена до органиста церкви Святого Лоренца в 1743 году, а затем достиг самого важного из всех постов - в церкви Святого Зебальда, где 8 июня 1764 года сменил В.Х. Пахельбеля.
Симфонический дивертисмент Дретцеля в концерте для чембало соло "Гармоническая музыка" считался утерянным, пока исследователь Ольгримм не обнаружил копию, которая когда-то принадлежала Гайдну. Концерт, написанный как и "Итальянский концерт" Баха для клавесина соло, также состоит из трёх частей. Медленная часть является оригиналом прелюдии ля минор для клавишных, ошибочно приписываемой Баху.
Поскольку на титульном листе Дрецель назвал себя органистом церкви Эгидиена, произведение должно было быть напечатано между 1719 и 1743 годами, вероятно, после "Итальянского концерта" Баха (1735). То, что итальянская форма названия предшествует немецкой, указывает на популярный в то время итальянский вкус.
Творчество Кристофа Дретцеля представляет собой значительное явление в немецкой музыке первой половины XVIII века. Как композитор и исполнитель, он сочетал в своей работе традиции нюрнбергской органной школы с новаторскими тенденциями эпохи барокко.
Его композиторский стиль характеризуется мастерским владением контрапунктом и искусством фуги, что особенно evident в его клавирных произведениях. "Гармонический эрготизм" демонстрирует глубокое понимание баховской полифонии, при этом сохраняя индивидуальность авторского почерка. Инструментальные работы Дретцеля, в частности его концерты для клавесина, отражают влияние итальянского стиля, популярного в то время в Германии.
Значительный вклад Дрецель внёс в область церковной музыки. Его работа "Музыкальная гармония евангелистов Сиона" (1731) представляет собой масштабный сборник, содержащий более 900 мелодий с генерал-басом. Этот труд имеет не только практическое, но и историческое значение, поскольку многие мелодии впервые были опубликованы именно в этой редакции.
Как органист, Дрецель прошёл путь от скромных должностей до позиции органиста главной церкви Нюрнберга - церкви Святого Зебальда. Его современники высоко ценили его виртуозное мастерство. Йоханн Вилл в "Нюрнбергском лексиконе учёных" называл Дретцеля "одним из величайших виртуозов своего времени в области игры и композиции".
Педагогическая деятельность Дретцеля также заслуживает внимания - его инструкции по генерал-басу и исторические исследования в области хорала свидетельствуют о глубоком понимании музыкальной теории и практики.
Клавирные произведения
Вокальные произведения
Церковная музыка
Ноты сочинений Корнелиуса Хайнриха Дрецеля на сайте библиотеки IMSLP