Дретцель, Корнелиус Хайнрих
1697 - 1775

Назад

Корнелиус Хайнрих Дретцель (Cornelius Heinrich Dretzel) - Композитор, органист

Родился 18 сентября 1697 года, Нюрнберг - умер 7 мая 1775 года, Нюрнберг.

Внук Георга Дретцеля. Помимо своего отца, он, возможно, учился у старшего сына Иоганна Пахельбеля, Вильгельма Иеронимуса, которого он сменил на посту органиста Эгидиенкирхе в Нюрнберге в 1619 году. В возрасте 14 лет он уже играл на органе во Фрауэнкирхе. Неизвестно, играл ли К.Ф.Д. Упоминание Шубартом (в "Идеях об эстетике тонкого искусства", Вена, 1806) "Дрекселя, ученика великого Себастьяна Баха и, несомненно, одного из его лучших учеников" следует связывать с ним – Эйтнер связал это с капельмейстером Аугсбургского собора Дрекселем (умер в 1801 году). Но вполне возможно, что он учился у Баха в Веймаре в течение короткого периода времени до 1717 года; о том, что он тщательно изучил стиль Баха, свидетельствует тот факт, что его "Гармонический эрготизм" долгое время считался произведением Баха. В Нюрнберге он прошел путь от органиста Эгидиенкирхе до органиста церкви Святого Лоренца в 1743 году, а затем достиг самого важного из всех постов - в церкви Святого Себальда, где 8 июня 1764 года сменил В.Х. Пахельбеля. Симфонический дивертисмент Дретцеля в концерте для соло Чембало … "Гармоническая музыка", лучший концерт в Эйнеме, для клавира Гезетцта (Нюрнберг, Северная Каролина) считалась утерянной, пока Ольгримм не обнаружил копию, которая когда-то принадлежала Гайдну. Концерт, написанный, как и итальянский концерт Баха, для клавесина соло, также состоит из трех частей. Медленная часть является оригиналом прелюдии ля минор для клавишных (ошибочно приписываемой Баху). Поскольку на титульном листе Дретцель назвал себя органистом Эгидиенкирхе, произведение, должно быть, было напечатано между 1719 и 1743 годами, вероятно, после итальянского концерта Баха (1735); то, что итальянская форма названия предшествует немецкой, указывает на популярный в то время итальянский вкус. По крайней мере, эта работа сохранилась, подтверждая высокие требования, которые предъявляли к Дретцелю его современники: например, Дж. Уилл (Nürnbergisches Gelehrten-Lexikon) назвал его “одним из величайших виртуозов своего времени в области игры и композиции, так что его имя и репутация известны и за пределами его родной страны”. Его ценили прежде всего как выдающегося контрапунктиста и композитора фуг, но, помимо концерта, единственным сохранившимся свидетельством этого аспекта его деятельности является имитационный альманах, опубликованный К.Г. фон Мурром в номере его еженедельного нюрнбергского журнала "Der Zufriedene" от 17 марта 1763 года. "Музыкальная гармония евангелистов Сиона" Дретцеля, один из евангелических хоров (Нюрнберг, 1731; примеры в ZahnM) имеет гимнологическое значение. Он содержит более 900 мелодий с бассо континуо, большинство из которых впервые появляются в печати в различных версиях, в которых они исполнялись в Нюрнберге, Байройте и Ансбахе. Для песен без традиционной мелодии Дретцель написал новые версии "в традиционной манере" ("auf ordinaire Art"). Его предисловие, в котором он представил свою работу "во славу Божью", "во имя укрепления истинной преданности" и "на радость джентльменам-дилетантам", представляет собой всестороннее историческое исследование происхождения и развития хорала; как практикующий музыкант, он высказывал свою позицию по многим вопросам, связанным с литургический интерес и завершил дискуссию подробными инструкциями о thoroughbass.

Ноты сочинений Корнелиуса Хайнриха Дретцеля на сайте библиотеки IMSLP