Дретцель, Валентин
1578 - 1658
Назад
Валентин Дретцель (Valentin Dretzel) - Композитор, органист и инструменталист
Крещён 30 мая 1578 года, Нюрнберг - погребён 23 марта 1658 года, Нюрнберг.
Уже в 1599 году он был музыкантом во Фрауэнкирхе, где познакомился со многими уважаемыми нюрнбергскими музыкантами, любителями музыки и меценатами. Он выступал там как инструменталист, а в 1604 году также получил гонорар как органист. В конце 1616 года он был нанят на должность органиста Шпиталкирхе вместо Каспара Хасслера, который переехал в Санкт-Себальд после того, как его шурин Ханс Кристоф Хайден был в срочном порядке уволен. Когда Иоганн Штаден занял должность органиста в Санкт-Себальде после смерти Хасслера в 1618 году, Дретцель сменил его на посту органиста в Санкт-Лоренце. После смерти Штадена в 1634 году Дретцель сменил его в Санкт-Себальде; это была самая высокая должность, которую органист мог занять в Нюрнберге, и Дретцель занимал ее до своей смерти. То, что в последующие годы он смог приобрести два дома, свидетельствует о его финансовом благополучии. В разное время городской совет обращался к нему за экспертной консультацией при проведении испытаний органов. Именно из-за этого в 1607 году у него возник конфликт с Каспаром Хасслером, который также видел в нем соперника из-за его мастерства органиста. Ганс Лео Хасслер тщетно пытался уладить разногласия между двумя органистами по поводу платы за игру на свадьбах. В своих словах и поступках Каспар Хасслер легко поддавался эмоциям, и очевидно, что он ревностно заботился о поддержании своей профессиональной репутации и материальных преимуществ. Поначалу у Дретцеля также возникли трудности с Иоганном Штаденом; однако строгого предупреждения, сделанного ему городским советом, было достаточно, чтобы уладить их. Позже эти двое мужчин очень подружились и даже опубликовали вместе несколько музыкальных произведений. Эти добрые отношения распространялись и на сына Штадена Зигмунда Теофила, который в 1637 году посвятил Дретцелю, в числе других нюрнбергских органистов, свое новое издание "Кирхенгесенга" Х.Л. Хасслера, а пять лет спустя Дретцель отправил своего младшего сына Йоханнеса учиться к С.Т. Штадену. Дретцель, должно быть, был виртуозным органистом. Его игра на знаменитом "Гайгенверке" Ганса Хайдена во время мирного банкета в Нюрнберге 25 сентября 1649 года вызвала всеобщее восхищение: в тщательно продуманном музыкальном сопровождении фестиваля под руководством С.Т. Штадена он возглавлял вторую из четырех инструментальных групп, расположенных по углам фестивального зала. По-видимому, он завязал особенно тесную дружбу с членом городского совета Нюрнберга Георгом Волкамером и посвятил ему несколько своих сочинений, в том числе свою главную публикацию "Музыкальная грамота" (1620), в которую даже включен портрет Волкамера. В отличие от сборников эпохи Возрождения, в конце помещены не многоголосные мотеты, а только для трех голосов, что является вкладом в новый музыкальный стиль. Том включает в себя две четырехчастные ричеркары и две канцоны, одну из четырех частей и одну из восьми, которые свидетельствуют об инструментальном стиле Дретцеля. Во вступительной симфонии содержатся намеки на духовный концерт и отдельные указания, касающиеся распределения инструментов. В период с 1625 по 1630 год Дретцель в конце каждого года посвящал Волкамеру музыкальное приветствие. Первые два года приветствие исполнялось в форме простых, гомофонических немецких песен в двух и четырех частях. С 1627 года он добавил латинскую арию с продолжением, продемонстрировав тем самым свое знание нового монодического стиля. В 1630 году, когда Тридцатилетняя война не имела никаких признаков окончания, приветствие состояло из мольбы о мире в форме диалога в 27 стихах и трехчастной фуги на тему хорала "Эрхальт, господин, будь добр ко мне".
Ноты сочинений Валентина Дретцеля на сайте библиотеки IMSLP