Дрезе, Адам
ок.1620 - 1701

Назад

Адам Дрезе (Adam Drese) - Немецкий композитор, гамбист и педагог

Родился около 1620 года, Тюрингия - умер в 1701 году, Арнштадт. 

Он был выдающимся представителем династии тюрингских музыкантов. Впервые о Дрезе услышали в Мерзебурге как о коллаборационисте и кафедральном музыканте. К 1648 году он стал музыкальным руководителем герцога Вильгельма IV Саксен-Веймарского в Веймаре и сыграл важную роль в восстановлении придворного музыкального заведения после разрушений Тридцатилетней войны. Придворной музыкальной жизни способствовали его поездки в Варшаву до 1649 года для обучения у Марко Скакки (возвращаясь через Йену), в Дрезден в 1652 и 1656 годах для обучения у Шютца и ознакомления с придворной музыкальной школой, а в 1653 году - в Регенсбург и Кобург. Опись придворной музыки Веймара, составленная им в 1662 году, показывает, что он сыграл важную роль в передаче итальянских музыкальных традиций, в частности, от региона к региону. Смерть герцога Вильгельма в том же году привела к увольнению придворных музыкантов, и после безуспешного обращения с просьбой о приеме на работу к ландграфу Гессен-Дармштадтскому Дрезе заявил, что “некоторое время был без работы”. Но уже к 1663 году он отправился, возможно, через Дармштадт, в Йену, где служил при дворе герцога Бернхарда в качестве капельмейстера и личного секретаря, а также в качестве мэра города. Он укрепил придворный музыкальный истеблишмент несколькими музыкантами, которые ранее служили под его руководством в Веймаре. Он также поддерживал свои связи с Веймаром, работая там, а также в Йене в качестве постановщика оперной и другой театральной музыки. У него также были связи с Йенским университетом: например, он написал произведение, посвященное вступлению герцога в должность ректора университета, а в 1677 году его "священная комедия" о воскресении Христа вызвала скандал на студенческом представлении; оба произведения в настоящее время утрачены. Он также был активным преподавателем; Кристиан Демелиус был одним из его многочисленных учеников. После смерти герцога Бернхарда в 1678 году Дрезе переехал в Арнштадт, чтобы стать капельмейстером графа Шварцбурга, и оставался там до самой своей смерти. Там он близко познакомился с музыкантами из семьи Бах и другими, которые, как и он сам, были выдающимися виолончелистами. Этот переезд привел к решительным переменам в его жизни. Если раньше он занимался главным образом светским музицированием, включая свободную театральную музыку, то теперь стал убежденным сторонником пиетизма Филиппа Якоба Шпенера. Собрания сторонников пиетизма, которые собирались в его доме, вызывали неприязнь их нетерпимых противников, и поэтому Дрез (который в 1697 году называл себя "верным старым саксонским слугой, приближающимся к могиле") обнаружил, что его последние годы были окрашены горечью. Большая часть музыки Дрезе утрачена, в том числе многие произведения, перечисленные в его описи 1662 года и в каталоге Эрлебаха. Большая часть его сохранившейся музыки ждет надлежащего изучения, как и его влияние на современников; в этом отношении весьма прискорбно, что среди его утраченных произведений есть трактат о музыке. Мотив "Wie seelig sind die Toten" был написан "в результате изобретения, которое дало преимущество музыке и трубе" (титульный лист). Изобретение трубы было (по словам Дауни) развитием трубы с одним слайдом. Музыкальное изобретение представляло собой форму драматического диалога, которая радикально расширила приемы, использованные в "Музыкальном экзекуторе" Шютца (1636). Пиетизм его последних лет в какой-то степени проявился в мелодиях, которые он внес в сборники священных стихов в 1650-х годах. Его хорал "Зеленбройтам", который был напечатан в дармштадтском песеннике 1698 года, очень хорошо известен под названием "Jesu, geh’ voran": этот текст позже был написан к нему Цинцендорфом.

Ноты сочинений Адама Дрезе на сайте библиотеки IMSLP