Дрезе, Адам
1620 - 1701
Назад
Drese, Adam
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Адам Дрезе был немецким композитором, исполнителем на виоле и учителем. Он был выдающимся представителем династии музыкантов из Тюрингии. Впервые о Дрезе упоминается в Мерзебурге как о сотруднике и соборном музыканте. К 1648 году он служил директором музыки у герцога Вильгельма IV Саксен-Веймарского в Веймаре и играл важную роль в восстановлении придворного музыкального учреждения после разрушений Тридцатилетней войны. Музыкальная жизнь при дворе выиграла от его поездок в Варшаву до 1649 года для учебы у Марко Скаччи (возвращаясь через Йену), в Дрезден в 1652 и 1656 годах для учебы у Шютца и изучения придворного музыкального учреждения, а в 1653 году - в Регенсбург и Кобург. Составленная им опись веймарской придворной музыки 1662 года показывает, что он играл важную роль в передаче, в частности, итальянских музыкальных традиций из региона в регион. Смерть герцога Вильгельма в том же году привела к увольнению придворных музыкантов, и после безуспешной попытки получить должность у ландграфа Гессен-Дармштадтского, Дрезе называл себя "некоторое время не имеющим должности".
Но уже к 1663 году он отправился, возможно, через Дармштадт, в Йену, где служил двору герцога Бернхарда в качестве капельмейстера и личного секретаря, а городу - в качестве бургомистра. Он укрепил придворное музыкальное учреждение некоторыми музыкантами, которые ранее служили под его руководством в Веймаре. Он также поддерживал связи с Веймаром, работая там, а также в Йене, в качестве директора оперной и другой театральной музыки. У него также были связи с Йенским университетом: например, он написал произведение для празднования вступления герцога в должность ректора университета, а в 1677 году его "священная комедия" о воскресении Христа вызвала скандал на студенческом представлении; оба произведения ныне утеряны. Он также был активен как учитель; Кристиан Демелий был одним из его многочисленных учеников.
После смерти герцога Бернхарда в 1678 году Дрезе переехал в Арнштадт, чтобы стать капельмейстером у графа Шварцбургского, и оставался там до своей смерти. Там он близко сошелся с музыкантами из семьи Бахов и другими, которые, как и он сам, были выдающимися исполнителями на виоле. Этот переезд вызвал решительное изменение в его жизни. Тогда как ранее он был озабочен главным образом светским музицированием, включая раскованную театральную музыку, теперь он стал ревностным последователем пиетизма Филиппа Якоба Шпенера. Собрания сторонников пиетизма, собиравшиеся в его доме, вызвали недовольство их нетерпимых оппонентов, и поэтому Дрезе (который в 1697 году описывал себя как "верный старый саксонский слуга, приближающийся к могиле") обнаружил, что его последние годы были омрачены горечью.
Адам Дрезе был ключевой фигурой в музыкальной жизни Тюрингии середины и второй половины XVII века. Его творческий путь демонстрирует интересный контраст: от активной работы в области светской и театральной музыки к глубокой религиозности и сочинению духовной музыки в русле пиетизма в поздний период. Будучи капельмейстером в Веймаре и Йене, он сыграл важную роль в передаче итальянских музыкальных традиций, чему способствовали его учебные поездки к известным мастерам, таким как Генрих Шютц и Марко Скаччи. Его административные таланты проявились в восстановлении и укреплении придворных капелл после Тридцатилетней войны. Как исполнитель-виртуоз на виоле, он находился в тесном контакте с представителями семьи Бахов в Арнштадте, что, несомненно, влияло на местную музыкальную среду. К сожалению, большинство его собственных сочинений, включая театральные и академические работы, считаются утерянными, что не позволяет в полной мере оценить его композиторский дар.
Сочинения, упомянутые, но утерянные
Ноты сочинений Адама Дрезе на сайте библиотеки IMSLP