Драги, Джованни Баттиста
ок.1640 - 1708
Назад
Джованни Баттиста Драги (Giovanni Battista Draghi) - Итальянский композитор и клавишник
(Римини, c1640; бур. Лондон, 13 мая 1708 года). Итальянский композитор и клавишник, а
Активно работал в Англии, возможно, брат Антонио Драги. Возможно, он, как и Антонио, учился в Венеции, поскольку это был главный оперный центр Италии, и первоначально он приехал в Англию, чтобы присоединиться к итальянской оперной труппе в Лондоне. Винченцо и Бартоломео Альбричи, руководители труппы, прибыли из Дрездена в ноябре 1662 года, и Драги, возможно, присоединился к ним вскоре после этого. Возможно, это тот самый музыкант, которого сэр Бернард Гаскойн, английский резидент в Венеции, отправил в Лондон в 1664 году; он показал себя “ученым и вежливым человеком; вежливость - это не совсем обычное качество музыканта, но ценное качество”. 12 февраля 1667 года Пепис услышал, как он поет по памяти акт итальянской оперы; Пепису понравилась музыка, и он сообщил, что Драги также написал либретто. Опера, по-видимому, не исполнялась и не сохранилась. Итальянцы были активны при дворе и в светском обществе до тех пор, пока Винченцо Альбричи не покинул Англию примерно в 1668 году. Большинство других уехали в 1673 году, когда Закон о тестировании лишил католиков доступа ко двору, но Драги остался, заменив Себенико и частично заменив Локка на посту органиста католической часовни королевы в Сомерсет-хаусе. Роджер Норт писал, что итальянцам в капелле не нравилась "манера игры" Локка, и они хотели, чтобы им аккомпанировали "более вежливые люди", и поэтому Драги "назначили главным органистом, и у него был великолепный орган, но Лока не выгнали, оставив ему камерный орган, который он сопроводил словами: "иногда короли и королевы бывают такими справедливыми". Локк, очевидно, не имел ничего против Драги, поскольку оба композитора написали инструментальную музыку к оперной версии "Бури" Томаса Шедуэлла (1674), а Драги написал "Инструментальную музыку до и между актами, а также записи в актах" к полуопере Локка "Психея" (1675). Драги также написал песни для "Городской наследницы" Афры Бен (1682), "анонимных Ромула и Герсилии" (1682), "Герцога и без герцога" Наума Тейта (1684), "Раненых любовников" Уильяма Маунтфорта (1688) и "Городской невесты" Джозефа Харриса (1696). 25 июля 1696 года он стал свидетелем заключения юридического соглашения между Томасом Беттертоном и танцовщицей Сорин. Драги вызывал особое восхищение как клавишник. Джон Эвелин услышал его 25 июля 1684 года и подумал, что "мало кто в Европе" превзошел его, а в том же году он был выбран для демонстрации инструмента Ренатуса Харриса в знаменитой “Битве органов”. Сатирик Том Браун в своих “Письмах из мертвых к живым” попросил Перселла написать Дуту, что в "адских тенях... плотник лучше сыграет музыку на пустом шкафу, натянутом пятью медными проволочками, чем Баптист на клавесине". Драги, очевидно, не было равных на земле. На Рождество 1687 года он был назначен органистом католической капеллы Якова II и, согласно преданию, сообщенному Хокинсом, обучал дочь короля, принцессу Анну, и, возможно, также ее сестру Марию. В 1695 году он был включен в список преподавателей планируемой королевской академии. Рукопись с клавиатурой, обнаруженная в начале 1990-х годов, с разделами, которые, по-видимому, были скопированы Перселлом и Драги в 1690-х годах, по-видимому, свидетельствует о том, что они оба обучали членов одной и той же, пока не идентифицированной, семьи. Кроме того, некоторые "Общие правила" игры на клавишных, приписываемые Драги, были скопированы Эдвардом Финчем. Драги, по-видимому, был одним из самых востребованных учителей музыки в реставрационном Лондоне. Его связь с королевской семьей продолжалась до конца его жизни. Его песня в честь дня рождения принцессы Анны была исполнена 24 февраля 1697 года в Йорк-Билдингс, где в 1698 и 1701 годах также проводились благотворительные концерты в его честь. В 1698 году Вильгельм III назначил ему пенсию в размере 100 фунтов стерлингов “за почти 30-летнюю службу в королевской семье и за то, что он был нетрудоспособен из-за подагры”. Королева Анна подтвердила это при своем восшествии на престол в 1702 году и 28 июля 1708 года выделила 25 фунтов стерлингов его вдове Сибилле на расходы по его похоронам. К сожалению, сохранилось только одно крупномасштабное произведение Драги. "Песня ко дню святой Цецилии" стала первым крупным хоровым произведением, написанным в Англии в итальянском стиле, с партиями для трубы, массивными контрапунктическими припевами и витиеватыми протяжными соло. Его влияние можно услышать в гимнах и одах, которые Блоу и Перселл написали в течение следующих нескольких лет. Среди работ Драги меньшего масштаба есть и прекрасные вещи. Его трио-соната соль минор - единственная, написанная в Англии эпохи Реставрации, не считая сонаты Блоу ля мажор, которую можно сравнить с Перселлом, в то время как “Где ты, бог грез” из оперы "Ромул и Герсилия" - это прекрасно написанный итальянский речитатив и ария с использованием партерного баса пассакальи. Драги был самым важным клавишным композитором-реставратором после Блоу; его сюиты похожи по стилю и содержанию на сюиты Перселла и ни в коей мере им не уступают.
Ноты сочинений Джованни Баттиста Драги на сайте библиотеки IMSLP