Драги, Джованни Баттиста
1640 - 1708
Назад
Draghi, Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Драги был итальянским композитором и клавишником, работавшим в Англии; возможно, он был братом Антонио Драги. Он мог учиться в Венеции, как и Антонио, поскольку этот город был главным оперным центром Италии, и он прибыл в Англию первоначально, чтобы присоединиться к итальянскому оперному предприятию в Лондоне. Винченцо и Бартоломео Альбричи, руководители труппы, прибыли из Дрездена в ноябре 1662 года, и Драги, вероятно, присоединился к ним вскоре после этого.
Возможно, именно он был тем музыкантом, которого сэр Бернард Гасконь, английский резидент в Венеции, отправил в Лондон в 1664 году; он оказался ученым и учтивым; учтивость не является обычным качеством музыканта, но ценным. 12 февраля 1667 года Сэмюэл Пепис слышал, как он пел наизусть акт итальянской оперы; Пепису понравилась музыка, и он сообщил, что Драги также написал либретто. Похоже, опера не была поставлена и не сохранилась.
Итальянцы были активны при дворе и в высшем обществе, пока Винченцо Альбричи не покинул Англию около 1668 года. Большинство остальных уехали в 1673 году, когда Акт о присяге лишил католиков доступа ко двору, но Драги остался, заменив Шебенико и частично вытеснив Лока с поста органиста католической капеллы королевы в Сомерсет-Хаусе. Роджер Норт писал, что итальянцы в капелле не любили манеру игры Лока и хотели, чтобы их сопровождали более утонченные руки, и поэтому Драги был назначен главным органистом и получил большой орган, но Лока не уволили, и у него был кабинетный орган, который стоял рядом, и на котором он аккомпанировал; до такой степени иногда справедливы Короли и Королевы.
Лок, очевидно, не держал обиды на Драги, так как оба композитора написали инструментальную музыку для оперной версии "Бури" Томаса Шедуэлла (1674), а Драги написал инструментальную музыку перед актами и между ними, а также входы в актах в полу-опере Лока "Психея" (1675). Драги также написал песни для пьес "Городская наследница" Афры Бен (1682), анонимного "Ромула и Герсилии" (1682), "Герцог и не герцог" Наума Тейта (1684), "Оскорбленные влюбленные" Уильяма Маунтфорта (1688) и "Городская невеста" Джозефа Харриса (1696). 25 июля 1696 года он засвидетельствовал юридическое соглашение между Томасом Беттертоном и танцором Сореном.
Драги был особенно известен как исполнитель на клавишных инструментах. Джон Ивлин слушал его выступление 25 июля 1684 года и считал, что немногие, если вообще кто-либо в Европе превосходят его. В том же году Драги был выбран для демонстрации органа Ренатуса Харриса в знаменитом "Сражении органов". Сатирик Том Браун в своем сочинении "Письма от мертвых к живым" заставляет Пёрселла писать Блоу, что в адских тенях плотник будет создавать лучшую музыку на пустом буфете с пятью латунными струнами, чем Баптист на клавесине. Драги, очевидно, не было равных на земле.
На Рождество 1687 года он был назначен органистом в католической капелле Якова II и, согласно традиции, о которой сообщает Хокинс, учил дочь короля, принцессу Анну, а возможно, и ее сестру Марию. В 1695 году он был включен в список учителей для проектируемой королевской академии. Рукопись клавирной музыки, обнаруженная в начале 1990-х годов, с разделами, по-видимому, переписанными Пёрселлом и Драги в 1690-х годах, похоже, является свидетельством того, что они оба обучали членов одной и той же, еще не установленной, семьи. Также некоторые "Общие правила" для клавишной аппликатуры, приписываемые Драги, были переписаны Эдвардом Финчем. Драги был, по-видимому, одним из самых востребованных учителей музыки в Лондоне эпохи Реставрации.
Его связь с королевской семьей продолжалась до конца его жизни. Его песня ко дню рождения принцессы Анны была исполнена 24 февраля 1697 года в Йорк Билдингс, где благотворительные концерты также давались для него в 1698 и 1701 годах. В 1698 году Вильгельм III назначил ему пенсию в 100 фунтов в знак признания почти 30-летней службы в королевской семье и того, что он был обездвижен подагрой. Королева Анна подтвердила ее при своем восшествии на престол в 1702 году и выдала 25 фунтов 28 июля 1708 года его вдове Сибилле на расходы на его похороны.
К сожалению, только одно крупномасштабное произведение Драги сохранилось. "Песнь на день святой Цецилии" было первым крупным хоровым произведением, написанным в Англии в итальянском стиле, с партиями трубы, массивными контрапунктическими хорами и цветистыми, расширенными сольными партиями. Его влияние можно услышать в антемах и одах, которые Блоу и Пёрселл написали в последующие несколько лет.
Среди произведений Драги меньшего масштаба также есть прекрасные вещи. Его трио-соната соль минор является единственной, написанной в Англии эпохи Реставрации, кроме сонаты Блоу в ля мажор, которая может выдержать сравнение с произведениями Пёрселла, в то время как "Где ты, бог снов" из "Ромула и Герсилии" представляет собой прекрасно задуманные речитатив и арию в итальянском стиле, использующие пассакалью на остинатный бас. Драги был самым важным композитором для клавишных инструментов эпохи Реставрации после Блоу; его сюиты схожи по стилю и содержанию с сюитами Пёрселла и ни в коем случае не уступают им.
Крупные вокальные произведения
Оперы и музыка для театра
Камерная музыка
Музыка для клавишных инструментов
Педагогические труды
Сочинения, упомянутые, но утерянные
Ноты сочинений Джованни Баттиста Драги на сайте библиотеки IMSLP