Доуленд, Джон
1563 - 1626

Назад

Джон Доуленд (John Dowland) - Английский композитор и лютнист

Родился в 1563 году, Лондон - умер 20 февраля 1626 года, Лондон. 

Он был одним из лучших музыкантов своего времени, и хотя его музыка вскоре была вытеснена в Англии, она оказала глубокое влияние на Континент, где он провел большую часть своей карьеры. В настоящее время он признан величайшим английским композитором лютневой музыки и лютневых песен.

Доуленд написал в "Утешении паломников" (Лондон, 1612), что "сейчас мне исполняется пятьдесят лет"; не было найдено ничего, что могло бы подтвердить утверждение Томаса Фуллера о том, что он родился в Вестминстере, или утверждение У.Х. Граттана Флуда о том, что он был родом из Далки близ Дублина. Однако в "Первой книге песен, или Айресе" (Лондон, 1597) он написал, что изучал музыку с детства, и, предположительно, это было в аристократическом доме; он определенно состоял на службе у сэра Генри Кобэма в течение всего или части периода пребывания Кобэма в качестве английского резидента в Париже с 1579 по 1583 год и все еще находился там в 1584 году, когда он был упомянут в письме сэру Эдварду Стаффорду, преемнику Кобэма. В 1595 году он признался в длинном автобиографическом письме сэру Роберту Сесилу, что стал католиком во Франции, хотя 8 июля 1588 года получил степень бакалавра в Крайст-Черч, Оксфорд, что предполагало его подписку на Тридцать девять статей. Мало что известно о Доуленде в этот период, но есть признаки того, что он быстро оставлял свой след в музыкальной жизни Англии. В 1588 году оксфордский академик Джон Кейс причислил его к числу английских музыкантов, заслуживающих почестей, а стихотворение Энтони Манди "Пир изящных умников" (Лондон, 1588, но зарегистрировано в 1584 году) озаглавлено "Гальярду Доуленда". 17 ноября 1590 года вариант его песни "Время превратило его золотые локоны в серебро", по-видимому, был спет королеве Елизавете Робертом Хейлзом от имени сэра Генри Ли во время церемонии на ратуше в Вестминстере. Доуленд, по-видимому, также участвовал в представлении, данном лордом Чандосом во время визита королевы в Судли с 9 по 12 сентября 1592 года: одним из действующих лиц был музыкант по имени До, и был исполнен вариант его песни "My heart and tongue were twins". Обладая такими связями при дворе, Доуланд мог рассчитывать занять вакансию среди королевских лютнистов, образовавшуюся после смерти Джона Джонсона летом 1594 года, но в то время никто не был назначен, поэтому он откликнулся на приглашение поступить на службу к Генриху Юлиусу, герцогу Брауншвейг-Люнебургскому в Вольфенбюттеле. В своем письме к Сесилу он писал, что герцог осыпал его подарками и обещал "быть таким же щедрым, как любой принц в мире", хотя осенью 1594 года он посетил двор Морица, ландграфа Гессенского, в компании вольфенбюттельского лютниста Грегорио Хьюэта, а следующей весной он был убит. отправился в Рим, чтобы учиться у Луки Маренцио. В Первой книге он писал, что посетил Венецию (где познакомился с Джованни Кроче), Падую, Геную, Феррару и "множество других мест", прежде чем добраться до Флоренции, где его втянули в круг английских католиков, вовлеченных в предательскую деятельность. Когда ему пообещали "большую поддержку от папы римского и что его святейшество и все кардиналы сделают из меня замечательного человека", он осознал серьезность своего положения и вернулся в Кассель через Болонью, Венецию и Нюрнберг, так и не добравшись до Рима и не встретившись с Маренцио. Письмо Доуленда Сесилу, написанное в Нюрнберге 10 ноября 1595 года, очевидно, было направлено на то, чтобы продемонстрировать его преданность королеве: видит бог, я никогда не любил ни измены, ни вероломства, никогда не знал ни о чем подобном и никогда не слышал ни одной мессы в Англии, что, по моему мнению, является большим оскорблением народа, ибо в глубине души я этого не понимаю, поэтому я изменил себя, чтобы жить в соответствии с ее наставлениями связывает меня с ней так, как я родился под ее покровительством, и что я смиреннейшим образом прошу прощения, прошу проверить, есть ли во мне хоть какие-то способности, я был бы рад внести изменения. … Каким бы искренним он ни был, это не улучшило его перспектив при английском дворе. Правда, придворный Генри Ноэль написал ему в Кассель 1 декабря 1596 года, сообщая, что королева "неоднократно желала вашего возвращения" и "желает вам здоровья и скорейшего возвращения". Но Ноэль умер 26 февраля 1597 года, прежде чем удалось подергать за какие-либо ниточки, и Доуленд снова остался без придворного назначения; он почтил память своего покровителя "Оплакиванием Генриха Ноэля", состоящим из семи четырехголосных псалмов и песнопений. Он также воспользовался возможностью опубликовать Первую книгу, которая была внесена в Реестр издателей 31 октября, где он описал себя как "лютниста и преподавателя музыки в обоих университетах"; никаких записей о его кембриджском университете не сохранилось. Первая книга имела выдающийся успех и утвердила Доуленда в качестве лидера английской музыкальной жизни. Его сравнивают со Спенсером в сонете Ричарда Барнфилда "Если музыка и сладкая поэзия согласятся", опубликованном в 1598 году, хотя придворное продвижение все еще ускользало от него, и 9 февраля того же года ландграф Гессенский прислал ему письмо с приглашением вернуться в Кассель. Маловероятно, что он принял это предложение, поскольку в следующий раз о нем стало известно 18 ноября, когда он поступил на службу к Кристиану IV, королю Дании. Кристиан IV, очевидно, высоко ценил Доуленда. Его зарплата в 500 далеров (более 200 фунтов стерлингов в современных английских деньгах) делала его одним из самых высокооплачиваемых придворных; его преемник Томас Каттинг получал всего 300 далеров. Он также время от времени получал подарки от короля, и ему разрешалось длительное отсутствие в Англии. Первое путешествие, совершенное осенью, зимой и весной 1601-1602 годов, было совершено с целью закупки инструментов и найма музыкантов, в то время как летом 1603 года он отправился во второй раз "по своим собственным делам", что, по-видимому, было еще одной попыткой получить должность при английском дворе. Елизавета умерла 24 марта 1603 года, и Доуленд посвятил свою коллекцию "Лакримы" (Лондон, 1604) новой королеве Дании Анне, сестре Кристиана IV. В посвящении Доуленд написал, что он "имел доступ" к ней в Винчестере (она была там с 18 сентября по конец октября) и планировал вернуться в Данию той осенью, но "дважды был под руководством Сэйла", прежде чем "был вынужден вернуться" из-за "встречных ветров и морозов’. Таким образом, он смог увидеть "Лакриме" через печать (она была внесена в реестр издательств 2 апреля 1604 года), а 9 мая 1604 года, в тот день, когда он выписал пьесу для лютни для иностранного гостя, Ганса фон Бодека из Эльбинга (ныне Эльблонг в Польше), он все еще был в Лондоне. На титульном листе "Лакримы" впервые упоминается дом Доуленда "на Феттер-лейн, недалеко от Флит-стрит". Мы на удивление мало знаем о его семейной жизни. Предположительно, он женился до 1591 года, когда, по всей видимости, родился его сын Роберт; крестный отец Роберта, сэр Роберт Сидни, губернатор Флашинга в Нидерландах, находился в Лондоне в декабре того же года. Но мы не знаем ни христианского имени миссис Доуленд, ни того, сколько у них было детей ("дети" во множественном числе упоминается в письме Сесилу). Очевидно, она оставалась в Лондоне, пока он был за границей, так что после 1594 года у них, возможно, не было большой семейной жизни. Доуленд рассказала Сесилу, что ландграф Гессенский прислал ей кольцо стоимостью 20 фунтов стерлингов по прибытии в Кассель в 1594 году, а запутанная серия судебных процессов, связанных со Второй книгой песен, или "Айрес", показывает, что она занималась продажей рукописи издателю Джорджу Истленду. После 1601 года о ней ничего не упоминается, хотя 10 апреля 1609 года он все еще жил на Феттер-лейн, когда подписал предисловие Андреаса Орнитопаркуса к его "Микрологу", его переводу "Musicae activae micrologus" (Лейпциг, 1517). Конец службе Доуленда при датском дворе наступил в начале 1606 года: 24 февраля он был уволен с выплатой причитающегося ему жалованья и возмещения расходов. Нет никаких свидетельств того, что он ушел в мрачном настроении, как предположил Поултон. Возможно, дело просто в том, что его высокая зарплата больше не могла быть ему по карману, или в том, что он решил покинуть Данию. Предполагалось, что он немедленно вернулся в Англию, но нет никаких сведений о его деятельности там в течение следующих трех лет, а его заявление в предисловии к книге Андреаса Орнитопаркуса "Его микролог" о том, что он "сейчас вернулся домой, в Ремейн", подразумевает, что он прибыл совсем недавно. Возможно, он провел какое-то время при другом континентальном дворе, но подробности о таком пребывании пока неизвестны. К этому времени Доуленд был одним из самых известных музыкантов в Европе, но при английском дворе его по-прежнему обходили стороной. В апреле 1610 года вакансия среди королевских лютнистов досталась Саймону Мерсону, относительному ничтожеству, и эта ситуация, по-видимому, спровоцировала появление трогательных строк у друга и соседа Доуленда Генри Пичема, опубликованных в его книге о гербах "Минерва Британна" (Лондон, 1612).: Итак, (старый друг), с тех пор, как твои годы сделали тебя белым, И ты для других прожил свою весну, Как мало тех, кто ценит тебя, кого ты радовал, И кто, как ни странно, однажды пришел послушать, как ты поешь; В наше неблагодарное время и в наш достойный век, Который заставляет нас чахнуть, когда на нем растут наши цветы. Доуленд ясно выразил свои чувства в необычном предисловии к книге "Утешение паломников", опубликованной в том же году. Он начал с того, что сравнил свои "царственные развлечения в провинциальном климате" со "странными развлечениями" в Англии – он "не мог найти себе места (хотя и не такого убогого) дома" – и перешел к нападкам на многие сферы своей профессии, включая ‘простых канторов или вокалистов’ которые преуспевают в "слепом разделении", но не знают теории, молодые "профессора игры на лютне", которые не уважают старших и тех, кто лучше их, и "ныряльщики-чужеземцы из-за моря", которые утверждают, что англичане "не знают истинного метода игры на лютне". Он особо выделил Тобиаса Хьюма, который в 1605 году имел неосторожность заявить, что новомодная лира-виола может “с легкостью воспроизводить столь же разнообразную и совершенную музыку, как лютня”.

Ноты сочинений Джона Доуленда на сайте библиотеки IMSLP