Дорнель, Луи-Антуан
1680 - 1756
Назад
Dornel, Louis-Antoine
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луи-Антуан Дорнель был французским органистом и композитором. Его имя впервые появляется в архивах церкви Святой Магдалины в Сите в Париже, где он был назначен органистом в 1706 году; на тот момент он соревновался с Рамо и обязан своим успехом отказу Рамо подчиниться условиям, установленным церковными властями. Десять лет спустя, в 1716 году, Дорнель покинул церковь Святой Магдалины и перешел в аббатство Святой Женевьевы, где, после замещения Андре Рэзона до самой его смерти в 1719 году, был назначен его преемником. В 1725 году он также стал музыкальным руководителем Французской академии, в качестве которого был обязан сочинять и дирижировать исполнением мотета на праздник Святого Людовика, ежегодно отмечаемый Академией 25 августа. Упоминания в газете "Меркюр де Франс" (апрель 1726, июнь и июль 1729, декабрь 1736) раскрывают, что мотеты, сочиненные для этих случаев, также звучали в "Духовном концерте". К сожалению, ни один из них не сохранился. Несмотря на указания, что сочинения Дорнеля находили приятными (его мотет 1727 года считался "очень красивым", а "Меркюр" за август 1731 года сообщает, что его мотет "Господи, Бог наш", исполненный в день Святого Людовика того года, был "очень аплодирован"), он потерял свой пост в пользу Ребеля в 1742 году. Обстоятельства этой досрочной отставки позволяют предположить, что Дорнель стал жертвой интриги. За исключением упоминания в "Меркюре" за июнь 1745 года об исполнении его мотета "Хвалите, отроки, Господа" на мессе у короля, больше ничего не известно о его карьере. Учитывая утверждение Ла Борда, опубликованное в 1780 году, что Дорнель умер около 25 лет назад в возрасте 75 лет, и в отсутствие более точной информации, следует предположить, что он умер в течение 1750-х годов, но не ранее 1756 года, года, когда он подарил автографную рукопись органных пьес своему знакомому духовному лицу в Ле-Мане.
Хотя ни одно из духовных сочинений Дорнеля, написанных для конкретных случаев, не сохранилось, многие другие его работы дошли до наших дней. Его сохранившиеся произведения включают его первые серьезные инструментальные сочинения, опубликованные под названием "Книга симфоний, содержащая шесть трио-сюит … с одной сонатой для квартета" (Париж, 1709). За этим быстро последовали два других инструментальных сборника: один из сонат для скрипки и сюит для флейты, другой из трио-сонат; он также оставил опубликованный сборник пьес для клавесина и упомянутую выше органную рукопись (содержание которой, вероятно, датируется началом 1700-х годов). Он был активен как композитор светской вокальной музыки и опубликовал по крайней мере две сольные кантаты; его имя также фигурирует в связи с ариями, опубликованными в "Меркюре" (июль 1731, август 1748) и в сборниках Баллара (между 1704 и 1735 годами), а также в других популярных антологиях. Его теоретический труд "Обход клавиатуры по всем мажорным и минорным тональностям" частично посвящен противостоянию использованию "чрезмерных тональностей" (тональностей с более чем тремя диезами или бемолями).
Дорнель, сочиняя в то время, когда итальянская музыка была влиятельной и широко распространенной в Париже, испытал наиболее явное влияние и вдохновение со стороны Корелли и итальянской школы в своих трио и сольных сонатах. Например, сонаты для скрипки 1711 года каждая имеют либо четыре, либо пять частей, попеременно медленные и быстрые, с характерным переплетением мотивов между солирующим голосом и басом, задержаниями в стиле Корелли и кружащимися секвенциями. Многие сочинения Дорнеля имеют полифонический уклон, без сомнения, благодаря его обучению как органиста. Самые показательные отзывы о его музыке принадлежат его современникам. Ла Борд отмечал, что Дорнель "имел большую репутацию в свое время и частично заслуживал ее". В свое время Немейц благоприятно упомянул о нем, как и "Меркюр", который описал пьесы для клавесина как "очень ценимые и очень легкие для исполнения". Дорнель, безусловно, второстепенная фигура, и его музыка неравномерна по качеству. Но в своих лучших проявлениях, например, в прекрасной серии органных стихов в ля миноре, она раскрывает компетентность и изобретательность, приближающиеся к уровню Клерамбо.
Вокальные сочинения
Духовная музыка (утрачена)
Инструментальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Луи-Антуана Дорнеля на сайте библиотеки IMSLP