Дорнель, Луи-Антуан
1680 - 1756

Назад

Луи-Антуан Дорнель (Louis-Antoine Dornel) - Французский органист и композитор

Родился в 1680 году - умер после 1756 года, Париж. 

Его имя впервые встречается в архивах церкви Святой Мадлен-ан-ла-Сите в Париже, куда он был назначен органистом в 1706 году; тогда он соревновался с Рамо и был обязан своим успехом отказу Рамо выполнить условия, выдвинутые церковными властями. Десять лет спустя, в 1716 году, Дорнель покинул монастырь Святой Мадлен и перешел в аббатство Святой Женевьевы, где, будучи заместителем Андре Резона вплоть до его смерти в 1719 году, был назначен его преемником. В 1725 году он также стал мэтром музыки Французской академии, в качестве которого ему было поручено написать и срежиссировать мотет к празднику Святого Людовика, ежегодно отмечаемому Академией 25 августа. Из упоминаний в "Меркюр де Франс" (апрель 1726, июнь и июль 1729, декабрь 1736) следует, что песнопения, сочиненные для этих случаев, также звучали на концерте "Спиричуэл". К сожалению, ни одно из них не сохранилось. Несмотря на то, что произведения Дорнеля находили приятными (его песнопение 1727 года называлось "Форт бо", а в "Меркьюри" за август 1731 года сообщается, что его песнопение "Domine Dominus noster", исполненное в День Святого Людовика в том году, называлось "форт Апплоди"), он потерял свой пост из-за восстания в 1742 году. Обстоятельства его преждевременной отставки позволяют предположить, что Дорнель стал жертвой интриги. Кроме упоминания в газете Mercure за июнь 1745 года об исполнении им мотета "Laudate pueri Dominum" на королевской мессе, о его карьере больше ничего не известно. Принимая во внимание заявление Ла Борда, опубликованное в 1780 году, о том, что Дорнель умер около 25 лет назад в возрасте 75 лет, и в отсутствие более точной информации, следует предположить, что он умер в 1750-х годах, но не ранее 1756 года, когда он подарил рукопись с автографом. из органных пьес знакомому священнику в Ле-Мане. Хотя ни одно из редких произведений Дорнела не сохранилось до наших дней, сохранилось многое другое. Среди его дошедших до нас произведений - его первые серьезные инструментальные сочинения, опубликованные под названием "Жизнь о симфониях, состоящих из шести частей в трио... за одну сонату вчетвером" (Париж, 1709). За этим вскоре последовали два других инструментальных сборника, один из скрипичных сонат и сюит для флейты, один из трио-сонат; он также оставил опубликованную коллекцию клавесинных пьес и рукопись для органа, упомянутую выше (содержание которой, вероятно, датируется началом 1700-х годов). Он был активным композитором светской вокальной музыки и опубликовал по меньшей мере две сольные кантаты; его имя также фигурирует в связи с аранжировками, опубликованными в журнале Mercure (июль 1731, август 1748) и в сборниках Балларда (между 1704 и 1735 годами), а также в других популярных антологиях. Его теоретическая работа "Le tour du clavier sur tous les tons majeurs et mineurs" частично посвящена противодействию использованию "tons outrez" (клавиш с более чем тремя диезами или бемолями). Дорнель, сочинявший музыку в то время, когда итальянская музыка была популярна в Париже, испытывал наиболее явное влияние и вдохновение от Корелли и итальянской школы в своих трио и сольных сонатах. Например, каждая скрипичная соната 1711 года состоит из четырех или пяти частей, попеременно медленных и быстрых, с характерным переплетением мотивов соло и баса, кореллианскими паузами и циклическими последовательностями. Большая часть произведений Дорнеля имеет полифонический уклон, что, несомненно, связано с его образованием органиста. Наиболее показательные замечания о его музыке принадлежат его современникам. В "Ла Борде" говорилось, что Дорнель "всегда был в центре внимания, несмотря ни на что, и был справедливым в обществе’. В свое время Немейц ("Парижский сезон", 1727) положительно отозвался о нем, как и "Меркюр", который охарактеризовал пьесы для клавесина как "для оценки и легкого исполнения". Дорнель, безусловно, второстепенная фигура, и его музыка неоднородна. Но в своих лучших проявлениях, например, в прекрасном наборе органных куплетов ля минор, он демонстрирует компетентность и образность, близкие к Клерамбо.

Ноты сочинений Луи-Антуана Дорнеля на сайте библиотеки IMSLP