До́ни, Джованни Баттиста
1595 - 1647

Назад

Джованни Баттиста До́ни (Giovanni Battista Doni) - Итальянский музыковед, искусствовед, литератор

Крещён 13 марта 1595, Флоренция - умер 1 декабря 1647 года, Флоренция.

Он изучал философию, классические языки, географию и математику в Иезуитском университете Рима (ныне Папский Григорианский университет). Среди учителей Дони были Тарквино Галлуцио, профессор риторики (который позже подружился с Дони), Торквато де Куппис, Бернардино Стефонио и Фамиано Страда; в1613-18 годах (под руководством Луи Дони д'Аттиша) он изучал право в Бурже. Вернувшись в Италию, он выучил греческий язык и собирал древние документы; в1621-1622 годах он был юридическим советником апостольского нунция Оттавио Корсини и сопровождал Корсинив его миссии в Париж в качестве папского легата. В Париже Дони познакомился с Мареном Мерсенном, математиком, философом и выдающимся популяризатором науки. По возвращении в Италию Дони стал секретарем кардинала ФранческоБарберинив 1623 году и сопровождал его в поездках в Париж и Мадрид; в 1629 году Дони занял высокий пост секретаря Коллегии кардиналов; с 1640 года он жил во Флоренции, где стал профессором риторики в местном университете, совмещая преподавание и обучение. Он совмещал преподавание и научную деятельность.

Не будучи практикующим музыкантом, Дони, тем не менее, внёс вклад и в развитие музыкального образования. Ему принадлежит классификация монодического стиля ("stile monodico") - “Annotazioni sopra Compendio...” (1640). Он различал "повествовательный стиль" ("narrativo", или "raccontativo"), "специальный речитативный стиль" ("stile speciale recitativo") и "выразительный" или "изобразительный стиль" ("espressivo", "rappressentativo"). "Повествовательный" используется в мессах, передает "естественную речь". "Специальный речитативный" - в "прологах", "поэтических фрагментах". Этот стиль не подходит для театра, собственно сценического действия. По мысли Дони, он занимает промежуточное положение между "повествовательным" и "выразительным", являясь “более напевным, чем первый, и менее патетическим, чем второй”. Высшим Дони считает "выразительный" - сценический стиль, передающий "глубокий драматизм", пафос, аффект. Кроме того, Дони выделяет "хоровой", "песенный" и "мадригальный стили". (В этой части своего учения он наименее оригинален.)

Теоретику принадлежат разработки проблем "музыкального этоса". В них он утверждает, что лады обладают "своеобразием или стилем - этосом, как говорят греки". Дони также пишет о "стиле и манере", рассуждая о "манере, или стиле древнем или современном", о "стиле Палестрины", о "способе Филоксена, Тимофея у древних" и т. д.. Этот раздел буквально процитирует И. Маттезон в "Большой школе генерал-баса" (1731). Дони устанавливает зависимость между ладом, его свойствами и пристрастием тех или иных народов: дорийский он связывает с сицилийцами, современными ему греками, турками и "прочими варварами"; фригийский - с "манерой германцев", лидийский - с “манерой французов”,"иастийский" ("L'lastico" у Дони - т. е. ионийский М.Л.) - с "манерой тех либо иных провинций Италии - Тосканы, Рима и Неаполя", эолийский - со "стилем и образцом ломбардцев".

Материал добыт из Grove и “Западноевропейкое музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики” М.Н. Лобановой.

Ноты сочинений Джованни Баттиста До́ни на сайте библиотеки IMSLP