Дони, Джованни Баттиста
1595 - 1647

Назад

Doni, Giovanni Battista

Портрет композитора Джованни Баттиста Дони

  • Дата рождения: крещен 13 марта 1595 года
  • Место рождения: Флоренция
  • Дата смерти: 1 декабря 1647 года
  • Место смерти: Флоренция

Биография

Джованни Баттиста Дони был итальянским классицистом*, филологом и музыкальным теоретиком. Примерно с 1630 года он посвятил себя почти полностью повторному открытию греческой музыки и возрождению в современной практике древних тонов и родов. Как ответвление этого исследования он пересмотрел историю современной музыкальной драмы и написал несколько содержательных критик самых ранних стилей музыкальной пасторали.

В возрасте десяти лет Дони был отправлен изучать искусства и литературу в Болонье, а затем изучал философию, классические языки, географию и математику в иезуитском коллегиуме в Риме: среди его учителей были Тарквино Галлутио, профессор риторики, который оставался его наставником в течение многих лет, Торквато де Куппис, Бернардино Стефонию и Фамиано Страда. В 1613 году его отец отправил его во Францию изучать право в Бурже, где он был сокурсником своего кузена Луи Дони д'Аттиши (который стал епископом Рье в Провансе в 1628 году). Однако он проводил больше времени за латынью, философией, восточными языками и написанием прозы и стихов, чем за правом, и его семья отозвала его из Франции в 1618 году. По настоянию отца он завершил получение степени по каноническому и гражданскому праву в Пизе и неохотно занялся юридической практикой. Но его амбицией было преподавать греческий язык в Пизе, и он не упускал возможности собирать античности; в конечном итоге он накопил 6000 надписей.

Дони поступил на службу к Оттавио Корсини незадолго до того, как Корсини был отправлен папой Григорием Пятнадцатым в качестве легата к королю Франции в 1621 году. Он использовал свое пребывание в Париже для работы в коллегиумах и библиотеках и для встреч с французскими учеными, в частности с Мерсенном, с которым переписывался всю жизнь. Смерть одного из его братьев заставила его вернуться во Флоренцию в 1622 году, но в следующем году он снова отправился в Рим, чтобы служить Маффео Барберини незадолго до того, как тот был избран папой под именем Урбана Восьмого. Когда 9 октября 1623 года племянник папы Франческо Барберини был произведен в кардиналы, Дони стал его секретарем. Они отправились с дипломатическими миссиями в Париж в 1625 и 1627 годах и в Мадрид в 1626 году. Везде, где он бывал, Дони разыскивал библиотеки и коллекции антиквариата и устанавливал связи с гуманистами и учеными. Среди его самых преданных associates и корреспондентов были Клод де Сомез, Рене Моро, Жан Бурдло, Никола-Клод Фабри де Пейреск, Лука Холсте, Галилео Галилей, Афанасий Кирхер, Гаспар Сциоппиус, И.А. Бан, Даниэль Хейнсий, Габриэль Нодэ и Исаак Фосс.

В 1629 году Дони был назначен секретарем священной Коллегии кардиналов, что давало ему право носить пурпурную мантию папских камергеров. Но в том же году он написал другу, что чувствует себя не на своем месте при дворах прелатов, поскольку ему не хватает смелости и наигранности, требуемых от придворного, и что он жаждет посвятить себя ученой деятельности.

В 1633 году смерть другого брата (на дуэли близ Вазона во Франции, где он был губернатором) заставила Дони погрузиться в изучение музыки, чтобы излечить свою меланхолию. Он работал над улучшением понимания таблиц Алипия, чтобы иметь возможность расшифровывать греческую нотацию, и стремился адаптировать современные инструменты для исполнения древних ладов и звукорядов. Когда в 1635 году умер еще один брат, он стал искать возможность вернуться во Флоренцию, чтобы спасти свой дом. Он вновь обосновался в своем родном городе в 1640 году: в том году он был назначен профессором риторики в университете и был принят в Академию делла Круска и назначен консулом Флорентийской академии. Он женился на Маргерите Фьяски в 1641 году. Он умер совсем внезапно после непродолжительной болезни.

Творчество

Вдохновленный прогрессом, уже достигнутым Джироламо Меи и Винченцо Галилеем, Дони стремился раскрыть все, что мог, относительно практики греческой музыки. Его внимательное прочтение сохранившихся греческих теоретических источников привело его к созданию "Трактата о родах и ладах музыки", в котором он изложил свое понимание древнегреческой тональной системы. Там он рассмотрел меняющуюся концепцию этой системы со времен Платона до поздних авторов, таких как Клеонид, Птолемей, Гауденций и Аристид Квинтилиан. Дони адекватно объяснил впервые отношение тонов к видам октавы способом, согласующимся с источниками. Он также изложил историю хроматического и энармонического родов, которая прояснила неверные толкования предыдущих авторов, таких как Вичентино и Салинас. В "Компендиуме трактата о родах и ладах музыки", представляющем собой сокращенную и отредактированную версию неопубликованного и незаконченного "Трактата", Дони перешел к применению древних предписаний к современной композиции, надеясь стимулировать новое музыкальное процветание. Главный недостаток, который он находил в современной монодической музыке, был отсутствие разнообразия в ее тональной системе. В древнегреческой системе, как он описал ее в "Компендиуме трактата", с другой стороны, он нашел больше разнообразия, чем, вероятно, существовало на самом деле. Он правильно признал, следуя Птолемею, что дорийская двойная октава транспонировалась в шесть других тональностей. Он пошел дальше этого, предположив, что каждый из видов октавы, таким образом произведенных в центральном диапазоне, который он называл ладами, также может быть транспонирован в шесть тональностей. Таким образом, не только дорийская последовательность тонов и полутонов, но и другие наборы интервалов были доступны на каждой высоте тона. Некоторые из этих перестановок показаны в примере один; последняя, гиполидийский лад в гиполидийском тоне, демонстрирует потребность того времени в специальных инструментах для игры и аккомпанемента в некоторых из этих интонаций, особенно в синтоническом диатоническом строе Дидима, который Дони предпочитал как самый совершенный. Он спроектировал и заказал построение нескольких таких инструментов: "дигармонические" виолы и скрипки, "дигармонические" и "тригармонические" клавесины, теорбу с тремя грифами и "пангармоническую" виолу. Специальные клавесины были построены для Дони Джованни Пьетро Полиццино. Самым известным из его изобретений была "амфихордовая" лира или "лира Барберина", которая позволяла исполнять все его древние лады и транспозиции. Ее грушевидный корпус был устроен со струнами из кишок с одной стороны для определенных ладов и со струнами из металла с другой стороны для других ладов. Дони утверждал, что она имела более громкий и полный, но в то же время более сладкий тон, чем лютня, и ровность тембра во всем ее диапазоне; хотя ее щипали, она была способна на протяжные ноты.

Дони описал этот инструмент в своем очерке "Лира Барберина", посвященном папе Урбану Восьмому, который он начал в 1632 году и, вероятно, закончил в 1635 году. Основная часть его представляет собой историю греческих струнных инструментов, которая тщательно различает, с обильным документированием, многочисленные формы лиры, кифары, черепаховой лиры, тестудо, форминги, пектиды и других типов, названных в греческой литературе. Из-за множества изобразительных иллюстраций Дони отправил трактат во Францию для печати через посредничество братьев Дюпюи Пьера и Жака около 1640 года, но он умер до того, как проект мог быть осуществлен. Более чем столетие спустя А.Ф. Гори и Дж.Б. Пассери опубликовали его вместе с другими очерками Дони в двух томах его собрания сочинений, но, к сожалению, они не смогли разыскать рисунки древних инструментов, которые подготовил Дони, и заменили их другими изображениями, немногие из которых служили замыслу Дони (оригинальные иллюстрации, как они представлены в рукописях, воспроизведены в трудах Палиски, 1978 и 1981).

Дони не был музыкантом, но он убедил нескольких композиторов – Фрескобальди, Доменико Маццокки, Пьетро Эредию, Дж.А. Каппони, Оттавиано Кастелли, Луиджи Росси и Пьетро Делла Валле – экспериментировать как с его инструментами, так и с древними ладами. Кастелли сочинил целую комедию в музыке в 1641 году таким образом, хотя и используя звукоряд из равных полутонов. Делла Валле был самым верным идеям Дони и применил их как в "Диалоге об Эсфири" (1640, утеряно), так и в "Оратории очищения". В 1640 году Дони курировал постановку трагедии Сенеки "Троянки", с музыкой Вирджилио Маццокки, которая имитировала античные практики в ограничении музыки хорами и монологами, использовании античных метров, ладов и родов (исполнявшихся на специальных инструментах Дони), а также в сценических декорациях, костюмах и жестах.

Хотя он отказывался от практического знания музыки, Дони предпринял в двух французских трактатах, посвященных Луи Дони д'Аттиши 12 мая 1640 года, реформу системы сольмизации и линейной нотации. Он предложил устранение ут и ля и применение исключительно ми, фа, соль и ре к восходящему греческому тетрахорду, например, си-до-ре-ми. Если бы следовало использовать больше слогов, он предпочитал расширение гексахорда до октавы и замену ут на до и добавление би после ля. В том же трактате он предложил реформировать линейную нотацию так, чтобы каждая линия идентифицировалась в начале буквой, а ноты записывались только на линиях, которые были расположены так, чтобы показывать целые тоны и полутоны.

Важный аспект работы Дони представлен "Трактатом о сценической музыке", написанным между 1633 и 1635 годами и впоследствии переработанным, и критикой драматической музыки в "Компендиуме" и "Аннотациях". Особенно ценными являются его классификация различных стилей монодии и его замечания об использовании орнаментики и других выразительных средств в монодии. Его главный тезис заключается в том, что греки пели только хоры и лирические части своих трагедий, а не диалоги, и что современная музыкальная драма должна быть реформирована в подражание древней. Если бы диалоги произносились, утверждал он, это улучшило бы разнообразие постановки, драматический интерес и актерскую игру, одновременно сократив продолжительность и позволив композитору сосредоточить свое искусство на выражении эмоций. В "Аннотациях" он предложил для повествовательных или диалоговых пассажей простой распевный речитатив с цветистым аккомпанементом. Он сожалел о простоте аккомпанемента в современной ему опере и призывал композиторов применять контрапунктическое искусство полифонического мадригала к лирическим монодиям и унисонным хорам. Он мало уважал оперных композиторов своего времени и обнаруживал лишь незначительные успехи в драматической музыке после Пери, Каччини и Монтеверди.

Сочинения (труды)

Только музыкальные труды

Основные труды

  • "Трактат о родах и ладах музыки" ("Trattato de' generi e de' modi della musica") (рукопись)
  • "Компендиум трактата о родах и ладах музыки" ("Compendio del trattato de' generi e de' modi della musica") (Рим, 1635)
  • "Аннотации к Компендиуму о родах и ладах музыки" ("Annotazioni sopra il Compendio de' generi e de' modi della musica") (Рим, 1640)
  • "Три книги о превосходстве древней музыки" ("De praestantia musicae veteris libri tres") (Флоренция, 1647)
  • "Объяснение пентармонического клавесина" ("Dichiaratione del Cembalo Pentarmonico") (рукопись, 1647)

Собрание сочинений

  • "Лира Барберина амфихордос: с добавлением работ того же автора" ("Lyra Barberina amphichordos: accedunt eiusdem opera"), тома I-II, под редакцией А.Ф. Гори и Дж.Б. Пассери (Флоренция, 1763)

Содержание тома I:

  • "Лира Барберина амфихордос"
  • "Идея или описание некоторых работ"
  • "Упражнения в музыке, часть древних восстановлена"
  • "Диссертация о сакральной музыке, прочитанная в мае 1640"
  • "Два трактата... один о энармоническом роде, другой о клавишных инструментах... с 5 рассуждениями"

Содержание тома II:

  • "Трактат о сценической музыке" (переработанная версия)
  • "Две лекции: представлялись ли драматические действия в музыке... 1624"
  • "Рассуждение... о сохранении псалмодии греков"
  • "Лекции: 1. О методе, используемом древними при представлении трагедий и комедий; 2. О рапсодии; 3. О древней мимике; 4. О сценической музыке"
  • "Рассуждение о ритмопее латинских стихов и о мелодии трагических хоров"
  • "Об обязательствах и наблюдении музыкальных ладов"
  • "Трактат о сценической музыке, часть первая" (ранняя версия)
  • "Два трактата о музыке: 1. Новое введение в музыку; 2. Сокращенное изложение материала о тонах" (Рим, 12 мая 1640)

Письма о музыке

  • Письма опубликованы в различных сборниках: "Флорентийская проза", "Переписка Дж.Б. Дони", "Переписка отца Марина Мерсенна", "Неизданные письма некоторых прославленных академиков Круски"

Другие письма

  • Рукописи писем хранятся в библиотеках Парижа и Флоренции (указаны основные источники)

Список неопубликованных трудов

  • Перечень неопубликованных сочинений, трудов на другие темы и поэтических works приведен в книге А.М. Бандини

----------

*Классицист — это ученый, специалист по классической филологии и античной культуре. В контексте биографии Джованни Баттиста Дони это означает, что он был:

  1. Исследователем античного наследия — глубоко изучал:
  • Древнегреческий и латинский языки
  • Античную литературу и философию
  • Греческую музыкальную теорию
  1. Специалистом по классической филологии — занимался:
  • Текстологическим анализом древних трактатов
  • Интерпретацией античных музыкальных терминов
  • Реконструкцией утраченных знаний
  1. Приверженцем античных идеалов в искусстве — стремился:
  • Возродить принципы древнегреческой музыки
  • Внедрить античные лады и звукоряды в современную ему практику
  • Создать теоретическую базу для возрождения древних традиций

В отличие от просто "филолога", классицист ориентируется именно на античные источники и стремится к восстановлению и практическому применению знаний классической древности.

В случае Дони его работа классициста напрямую влияла на его музыкально-теоретические труды и изобретения инструментов, способных воспроизводить древнегреческие лады.

Ноты сочинений Джованни Баттиста Дони на сайте библиотеки IMSLP