Донфрид, Иоганн
1585 - 1654
Назад
Иоганн Донфрид (Johann Donfrid) - Немецкий музыкальный редактор, певец, педагог и композитор
Родился в 1585 году, Верингенштадт, севернее Зигмарингена - умер в 1654 году, Роттенбург-на-Неккаре.
Он учился в университете Диллингена, одном из главных культурных центров юго-западной Германии, а в 1610 году получил должность певца в школе Святого Мартина в Роттенбурге. Это повлекло за собой выполнение обязанностей школьного учителя: в 1622 году он стал ректором школы, а в 1627 году - капельмейстером церкви в качестве музыканта. Донфрид интересен прежде всего как редактор, который видел своей задачей распространять в католической южной Германии лучшую и наиболее популярную церковную музыку итальянских композиторов своего времени. С этой целью в 1620-х годах он опубликовал в Страсбурге пять больших сборников: "трехсторонний музыкальный сумптуарий", состоящий из песнопений, составленных в виде литургического цикла, как это было сделано другими издателями, такими как Шадей, до него; "Виридарий", посвященный марианским произведениям; и "Музыкальная королла", сборник из 37 песнопений. мессы (Вифлеемский праздник не относится к этой группе). Важность этих коллекций очевидна: они укрепили музыкальные связи между Италией и Германией в то время, когда Италия в значительной степени определяла стиль европейской духовной музыки, и действительно, они помогли немецкой католической музыке добиться того же, чего два визита Шютца в Венецию сделали для лютеранской музыки. Литургическая схема "Музыкальных подсказок" такова, что первые два тома охватывают церковный год, разделяясь на Пасху, в то время как третий дублирует некоторые литургические сезоны, а также содержит много материала по отдельным праздникам и дням святых. Донфрид опирался на работы таких известных полифонистов, как Виктория, Маренцио и Х.Л. Хасслера (он не игнорировал исконно немецкую музыку) и, чаще всего, ранних композиторов, сочинявших концертные произведения: он включил ряд церковных концертов Лодовико Виаданы (1602) и мотеты своих непосредственных подражателей, таких как Леоне Леони, Финетти и Патта в северной Италии, а также Чифра, Агаццари и Оттавио Каталани в Риме. Здесь представлены несколько немцев, таких как Лот, Рудольф Лассус, Хольцнер, Вольфганг Майр и Пфенднер, последние четверо из которых работают в Баварии, а также более крупная фигура Айхингер. С итальянской точки зрения, следует признать, что это консервативный выбор даты для первой части, 1622 год (хотя в ней есть новый дуэт Монтеверди), но третья часть и "Виридарий", обе датированные 1627 годом, содержат музыку гораздо более предприимчивых итальянцев, таких как Алессандро Гранди (i), Бьяджио Томази и Эрколе Порта, что, безусловно, повышает художественный уровень; в этих двух томах содержится не менее 35 мотетов Гранди. Известно только одно произведение самого Донфрида – мотет в “Promptuarii musici”.
Ноты сочинений Иоганна Донфрида на сайте библиотеки IMSLP