Донфрид, Иоганн
1585 - 1654

Назад

Donfrid, Johann

Портрет композитора Иоганн Донфрид

  • Дата рождения: 1585 год
  • Место рождения: Ферингенштадт, близ Зигмарингена
  • Дата смерти: 1654 год
  • Место смерти: Роттенбург-ам-Неккар

Биография

Иоганн Донфрид был немецким музыкальным редактором, певцом, учителем и композитором. Он изучал в университете Диллингена, одном из главных культурных центров юго-западной Германии, и в 1610 году занял должность певца в церкви Святого Мартина в Роттенбурге. Это было связано с обязанностями школьного учителя: в этом качестве он стал ректором школы в 1622 году, а в своем музыкальном качестве - капельмейстером церкви в 1627 году.

Творчество

Донфрид интересен главным образом как редактор, который видел свою задачу в распространении в католической южной Германии лучшей и наиболее популярной церковной музыки итальянских композиторов его времени. С этой целью он опубликовал пять больших антологий в Страсбурге в 1620-х годах: трехчастные "Музыкальные пособия", состоящие из мотетов, расположенных в литургическом цикле, как это делалось другими редакторами, такими как Шадаеус, до него; "Цветник", посвященный произведениям в честь Марии; и "Музыкальный венок", подборка из 37 месс ("Иубилус Вифлеемский" не принадлежит к этой группе). Важность этих сборников очевидна: они укрепляли музыкальные связи между Италией и Германией в то время, когда Италия в значительной степени была арбитром стиля в европейской духовной музыке, и действительно, они помогли достичь для немецкой католической музыки того, что два венецианских визита Шютца сделали для лютеранской музыки.

Литургическая схема "Музыкальных пособий" такова, что первые два тома вместе охватывают церковный год, разделяясь на Пасху, в то время как третий том дублирует некоторые литургические периоды и также включает много материала для отдельных праздников и дней святых. Донфрид опирался на работы как традиционных полифонистов, таких как Виктория, Маренцио и Х.Л. Хаслер (он не игнорировал native немецкую музыку), так и, чаще, ранних композиторов концертных пьес: он включил ряд "Ста церковных концертов" Лодовико Виаданы и мотеты его непосредственных подражателей, таких как Леоне Леони, Финетти и Патта в северной Италии и Чифра, Агаццари и Оттавио Каталани в Риме. Представлен ряд немцев, таких как Лот, Рудольф Лассус, Хольцнер, Вольфганг Майр и Пфенднер, последние четверо active в Баварии, а также более крупная фигура Айхингера. С итальянской точки зрения следует признать, что это представляет собой консервативный подбор для даты выпуска первой части, 1622 год (хотя там есть новый дуэт Монтеверди), но третья часть и "Цветник", оба 1627 года, содержат музыку некоторых гораздо более смелых итальянцев, таких как Алессандро Гранди, Бьяджо Томази и Эрколе Порта, что, несомненно, повышает художественный уровень; не менее 35 мотетов Гранди появляются в этих двух томах. Известно только одно произведение самого Донфрида - мотет в "Музыкальных пособиях", часть первая.

Произведения

Редакторские труды и антологии

  • "Музыкальные пособия" ("Promptuarii musici") (части I-III, 1622-1627)
  • "Цветник" ("Viridarium") (1627)
  • "Музыкальный венок" ("Corolla musica") (подборка 37 месс)

Духовная музыка

  • "Мотет" (опубликован в "Музыкальных пособиях", часть I)

Ноты сочинений Иоганна Донфрида на сайте библиотеки IMSLP