Донато, Бальдассаре
1529 - 1603
Назад
Donato, Baldassare
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бальдассаре Донато был итальянским композитором и певцом. Ученик Адриана Вилларта и алтарник в базилике Сан-Марко в Венеции, он был назначен певцом в герцогскую капеллу в 1546 году или ранее. В 1547 году ему была поручена задача занимать маэстро ди капелла Адриано Вилларта сочинением. В 1562 году он стал учителем пения у мальчиков в базилике Сан-Марко; в том же году он получил должность руководителя недолговечной малой капеллы, которая пела в Сан-Марко по непраздничным четвергам и пятницам и, вместе с основным хором церкви, по субботам и в главные праздничные дни. В 1577 году Донато руководил группой певчих, нанятых Скуола Гранде ди Сан-Рокко для службы во время религиозных церемоний и процессий, но он ушел с этой должности в течение года после ссоры с управляющими. Три года спустя он был назначен учителем пения в семинарии. В 1588 году певчие под его руководством обеспечивали музыкой три венецианские скуоле гранди (Сан-Марко, Сан-Джованни Эванджелиста и Мизерикордия). В том же году он стал заместителем маэстро ди капелла в Сан-Марко и в 1590 году сменил Дзарлино на посту маэстро. Возможно, из-за его возраста, по-видимому, существовали некоторые сомнения в его пригодности для этого назначения. В любом случае, контракт изначально был заключен на пять лет. Его условия требовали от Донато продолжать преподавать в семинарии; он также запрещал ему петь за пределами Сан-Марко, что позволяет предположить, что, как и многие его венецианские современники, он обычно был вовлечен в создание музыки в других местах города: прежде всего, возможно, для приходских и монастырских церквей и братств. Контракт был продлен в 1596 году, хотя преподавание в семинарии с тех пор было поручено Джованни Бассано, и Донато оставался на своем посту до конца жизни. Решение управляющих госпиталя Оспедалетто показывает, что на момент своей смерти он был учителем пения у девушек хора этого учреждения.
Бальдассаре Донато был важной фигурой в развитии венецианской музыки между эпохой Возрождения и ранним Барокко. Его церковная музыка появилась в 1599 году в ретроспективном сборнике. Некоторые из его мотетов показывают контрапунктические тенденции, типичные для его учителя Вилларта; другие, прежде всего крупномасштабные произведения, ближе к стилю Габриели. Донато также был значительной фигурой в сфере венецианской светской музыки. Он опубликовал три тома мадригалов и вилланелл и, как известно, поддерживал тесные контакты с несколькими венецианскими академиями. Будучи молодым человеком, он был приглашен венецианским дворянином и поэтом-дилетантом Доменико Веньером положить на музыку три строфы для гражданских торжеств в Венеции, вероятно, для уличных церемоний в день Вознесения; эти сочинения были опубликованы в сборнике "Неаполитанские песни" 1550 года. Позже он стал членом академии Веньера. Каффи утверждает, что он также принадлежал к Новой Венецианской Академии. Донато часто бывал в доме Дзантани, который также принимал таких известных композиторов, как Парабоско, Падовано и Меруло (все они были музыкантами в Сан-Марко). Некоторые публикации Донато перечислены в описях музыки, принадлежащей Академии Филармонии в Вероне; его месса на пять голосов указана среди музыки, иногда исполняемой во время самого важного ежегодного праздника академии, проводившегося первого мая.
Популярность Донато можно оценить по большому количеству переизданий его самой ранней опубликованной коллекции, "Неаполитанские песни и несколько мадригалов" на четыре голоса 1550 года (шесть переизданий в течение восьми лет), а также по частоте, с которой его мадригалы включались в антологии, как в Италии, так и за рубежом. Его "Первая книга мадригалов на пять и шесть голосов" доминирует сочинениями на тексты сонетов, хотя она также включает стихотворения других форм, многие из которых принадлежат молодым поэтам, активным в салоне Веньера. Сборник показывает Донато в его лучшем проявлении в несколько более свободном мадригале, где его талант к характерным мотивам и ярким ритмам наиболее очевиден; верхние голоса имеют тенденцию быть особенно мелодичными. Хорошими примерами являются "Сарра, ваша красота такова" и "Я пел когда-то, и если пение было сладостным" (на стихотворение Бембо). Три мадригала Веньера – "Славная, счастливая, благородная Венеция", "Четыре богини, которых мир чтит и любит" и "Да живет всегда в каждом веке" – характеризуются, как это естественно для уличных контекстов, незамысловатой фактурой и медленно движущейся гармонией.
Светская музыка
Духовная музыка
Прочие сочинения
Ноты сочинений Бальдассаре Донато на сайте библиотеки IMSLP