Донато, Бальдассаре
1529 - 1603
Назад
Бальдассаре Донато (Baldassare Donato) - Итальянский композитор и певец
Родился в 1529 году, Венеция - умер17 февраля 1603 года.
Ученик Виллерта и служка в церкви Святого Марка в Венеции, он был назначен певчим в герцогскую капеллу в 1546 году или ранее. В 1547 году ему было поручено “занять маэстро капеллы Адриано (Виллерта) сочинительством”. В 1562 году он стал учителем пения для мальчиков в Сан-Марко; в том же году он получил должность директора просуществовавшей недолго капеллы пиккола, которая пела в Сан-Марко по непраздничным четвергам и пятницам, а также, вместе с главным хором церкви, по субботам и субботним воскресеньям. праздничные дни. В 1577 году Донато руководил группой певцов, нанятых великой школой Сан-Рокко для служения во время религиозных церемоний и шествий, но через год он ушел в отставку из-за ссоры с губернаторами. Три года спустя он стал преподавателем пения в семинарии. В 1588 году певцы под его руководством исполняли музыку в трех венецианских скуоле Гранди ("Марко", "Джованни Евангелиста" и "Мизерикордия"). В том же году он стал заместителем маэстро капеллы в Сан-Марко, а в 1590 году сменил Зарлино на посту маэстро. Возможно, из-за его возраста, по-видимому, были некоторые сомнения в его пригодности для этого назначения. В любом случае, первоначально контракт был заключен на пять лет. По условиям соглашения Донато должен был продолжать преподавать в семинарии; оно также запрещало ему петь за пределами Сан-Марко, что наводило на мысль о том, что, как и многие его венецианские современники, он обычно занимался музыкой в других частях города: возможно, прежде всего для приходских и монастырских церквей и братств. Контракт был продлен в 1596 году (хотя преподавание в семинарии отныне было поручено Джованни Бассано), и Донато оставался на своем посту до конца своей жизни. Расследование, проведенное руководством Оспедале деи Дерелитти (Ospedaletto), показало, что после его смерти он был учителем пения в королевском оркестре этого учебного заведения. Церковная музыка Донато была опубликована в 1599 году в виде ретроспективного сборника. Некоторые из его мотетов демонстрируют контрапунктические тенденции, характерные для его учителя Виллерта; другие, особенно крупномасштабные произведения, ближе к стилю Габриэли. Донато также был важной фигурой в сфере венецианской светской музыки. Он опубликовал три тома мадригалов и вилланелл и, как известно, поддерживал тесные контакты с несколькими венецианскими академиями. Когда он был молодым человеком, венецианский аристократ и поэт-дилетант Доменико Венье попросил его написать три строфы для гражданских торжеств в Венеции, вероятно, для церемоний Вознесения на открытом воздухе; эти стихи были опубликованы в "Неаполитане" в 1550 году. Позже он стал членом академии Венье. Каффи утверждает, что он также состоял в Новой Венецианской академии. Донато часто бывал в доме Зантани, где также бывали такие известные композиторы, как Парабоско, Падовано и Меруло (все они были музыкантами S Marco). Некоторые из публикаций Донато включены в нотный список Филармонической академии в Вероне; его пятиголосная месса включена в список музыкальных произведений, которые иногда исполняются во время самого важного ежегодного праздника академии, проходящего 1 мая. О популярности Донато можно судить по большому количеству переизданий его самого раннего опубликованного сборника "Неаполитанцы и алькуни мадригалы" в четырех частях 1550 года (шесть переизданий за восемь лет), а также по частоте, с которой его мадригалы включались в антологии, как в Италии, так и за рубежом. В его "Первоисточнике о чуточке и твоем голосе" преобладают сонеты, хотя в него включены и стихи в других формах, многие из которых написаны молодыми поэтами, работающими в салоне Венье. Коллекция показывает Донато с наилучшей стороны в несколько более свободном мадригале, где его талант к самобытным мотивам и ярким ритмам наиболее очевиден; верхние части, как правило, особенно мелодичны. Хорошими примерами являются "Сарра", "Востра бельтате", "Танец и сказка" и "Песня в темпе", "это сладкая песня" (по стихотворению Бембо). Три мадригала Венье – "Глориоза феличе альма Винеджиа", "Четверостишие, приветствующее Онору и Аму" и "Да здравствует время" на огненном этаже – отличаются, как это естественно на открытом воздухе, простыми текстурами и медленной гармонией.
Ноты сочинений Бальдассаре Донато на сайте библиотеки IMSLP