Донати, Иньяцио
1570 - 1638
Назад
Donati, Ignazio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иньяцио Донати был итальянским композитором. Он был руководителем капеллы собора Урбино с 1596 по 1598 год и снова с 1612 по 1615 год, в Пезаро в 1600 году, в Фано с 1601 по 1605 год, в Академии Святого Духа в Ферраре в 1616 году, в Казалмаджоре с 1618 по 1623 год, в соборе Новары с октября 1623 по 1629 год, в соборе Лоди с 1629 по 1630 год и, наконец, в Миланском соборе с 10 апреля 1631 года. Хотя эта длинная череда должностей может наводить на мысль, что он был беспокойным, она показывает не только географическое продвижение с дальнего восточного побережья Италии в Феррару – сравнительно передовой музыкальный центр – и затем далее в его родную Ломбардию, но и прогрессирующий рост статуса, от сравнительно захолустных Пезаро и Фано, через выдающуюся академию к ломбардским соборам, из которых Милан был вершиной.
Репертуар Донати почти исключительно церковная музыка. Он был последовательно изобретателен во всех ответвлениях этого жанра, в которых работал, но он особенно важен как выдающийся пионер малого концертирующего мотета для нескольких голосов и бассо континуо: большинство его произведений в этом жанре написаны для двух-пяти голосов, хотя он также опубликовал два тома, полностью состоящих из сольных мотетов. Он создал только один сборник псалмов, замечательные "Лесные псалмы" 1623 года, с их дополнительными рипиено и многими альтернативными методами исполнения. Первый из его двух томов месс (1622 год) противопоставляет в отдельных произведениях, чтобы угодить разным вкусам, обычный современный стиль с более плавным, более старомодным (хотя и не бледным старинным стилем).
Благодаря практическому опыту, который он приобрел, руководя множеством провинциальных хоров, Донати был озабочен тем, чтобы его музыка была максимально адаптируемой к ограниченным ресурсам. В многословных, но увлекательных предисловиях к нескольким своим публикациям он объяснял, как, например, можно опускать средние голоса в четырехголосных мотетах (1612 год) или исполнять "Лесные псалмы" с одним, двумя, тремя или даже четырьмя хорами, с инструментами или без, в зависимости от того, требовалась ли будничная или праздничная музыка. Он также экспериментировал с размещением сольных голосов на расстоянии от органа, а также с более обычным пространственным расположением разделенных хоров, и имел интересные идеи относительно обучения пению, которыми он предварил сольные мотеты 1636 года.
Как и лучшие композиторы малых концертирующих мотетов, Донати был одинаково силен в интимных сольных, дуэтных и трио мотетах и в произведениях на четыре-шесть голосов. В последних ему нравилось противопоставлять как можно более разнообразные группировки голосов с контрапунктной ловкостью, а также мелодическим обаянием – качества, редко сочетавшиеся в этом жанре в десятилетие 1610–1620 годов. Примером является шестиголосный "Исповедую" из сочинения 6, где, несмотря на длинный нейтральный текст, монотонности избегают благодаря восхитительной непрерывной последовательности соло, небольших групп и полного хора. Музыка Донати часто жизнерадостна: он редко брался за патетические тексты. Особенно привлекательной иллюстрацией этого является радостный пасхальный мотет "Аллилуйя, сей день", для четырех голосов и дополнительной скрипки, из его сборника 1629 года. Разительная эмоциональная перемена от воинственности (хроматическая басовая линия, хрупкий контрапункт) к безопасности (светлый мажор и гомофония) обнаруживается в мотете "Вот, посрамятся" в сочинении 6. В дуэтах и трио мелодический дар Донати еще более очевиден: он излагает свою мелодию, часто тщательно варьируемую секвенциями, в одном голосе, а затем в другом, прежде чем сочетать их в каноне, над бойкой "шагающей" басовой линией, и иногда пытался достичь тематического единства или использовал рефрен, как в очаровательном трехголосном "Не оставлю вас сиротами" в сочинении 4. Все три сборника 1618 года содержат прекрасные примеры диалогической формы: "Пойдем в Вифлеем" (сочинение 5) и "Господи, если бы Ты был здесь" (сочинение 6) показывают сильное чувство драмы. Донати опубликовал несколько сольных мотетов уже в 1612 году, но они отличаются от двух сольных томов отсутствием вокальной орнаментики. Это особенно заметно в книге 1636 года, чье содержание в основном выдержано в блестящем стиле, декламационном и с некоторой очень выразительной звукописью настроения; необычно сердечное настроение характеризует "Согрешил я числом", который принадлежит к лучшим традициям монодии.
Духовная музыка
Ноты сочинений Иньяцио Донати на сайте библиотеки IMSLP