Донати, Иньяцио
1570 - 1638
Назад
Иньяцио Донати (Ignazio Donati) - Итальянский композитор
Родился в 1570 году, Казальмаджоре, Северная Парма - умер 21 января 1638 года, Милан.
Он был маэстро капеллы в кафедральном соборе Урбино с 1596 по 1598 год и снова с 1612 по 1615 год, в Пезаро в 1600 году, в Фано с 1601 по 1605 год, в Академии Святого Духа в Ферраре в 1616 году, в Казальмаджоре с 1618 по 1623 год, в Новарском кафедральном соборе с октября 1623 по 1629 год, в Академии святого Духа в Ферраре в 1616 году. Кафедральный собор Лоди с 1629 по 1630 год и, наконец, Миланский собор с 10 апреля 1631 года. Хотя такая длинная череда должностей может свидетельствовать о том, что он был неугомонным, это свидетельствует не только о географическом продвижении от далекого восточного побережья Италии до Феррары – сравнительно развитого музыкального центра – и затем до его родной Ломбардии, но и о постепенном повышении статуса от сравнительно захолустного Пезаро и Фано, через выдающуюся академию к ломбардским соборам, вершиной которых был Милан. Творчество Донати - это почти исключительно церковная музыка. Он был неизменно изобретателен во всех областях музыкального искусства, в которых работал, но он особенно важен как выдающийся пионер концертно-мотетного исполнения в малом масштабе для нескольких голосов и континуо: большинство его произведений в этом жанре написаны для двух-пяти голосов, хотя он также опубликовал два тома, полностью состоящих из сольные песнопения. Он выпустил только один сборник псалмов, замечательный Salmi boscarecci 1623 года, с дополнительными стихами и множеством альтернативных методов исполнения. В первом из двух томов его месс (1622) в отдельных произведениях, рассчитанных на разные вкусы, обычный современный стиль противопоставляется более плавному и старомодному (хотя и не блеклому античному стилю). Обладая практическим опытом руководства многими провинциальными хорами, Донати был заинтересован в том, чтобы его музыка была максимально адаптирована к ограниченным ресурсам. В многословных, но увлекательных предисловиях к нескольким своим публикациям он объяснил, как, например, можно опустить средние голоса в четырехчастных мотетах (1612) или исполнить "Сальми боскареччи" одним, двумя, тремя или даже четырьмя хорами, с инструментами или без них, в зависимости от того, является ли музыка праздничной требуется. Он также экспериментировал с размещением сольных голосов на некотором расстоянии от органа, а также с более привычным пространственным расположением отдельных хоров, и у него были интересные идеи по обучению пению, которыми он предварял сольные песнопения 1636 года. Подобно лучшим композиторам, сочинявшим небольшие концертные песнопения, Донати одинаково хорошо чувствовал себя как дома в интимных сольных песнопениях, дуэтах и трио, а также в произведениях в четырех-шести частях. В последнем ему нравилось противопоставлять как можно больше разнообразных группировок голосов, используя контрапунктическую ловкость, а также мелодическое очарование – качества, редко сочетавшиеся в этом жанре в 1610-1620-е годы. Примером может служить конфитюр из шести частей из соч.6, где, несмотря на длинный нейтральный текст, монотонности удается избежать благодаря восхитительной непрерывной последовательности соло, небольших группировок и тутти. Музыка Донати часто жизнерадостна: он редко сочиняет патетические тексты. Особенно привлекательной иллюстрацией этого является радостный пасхальный мотет "Аллилуйя небесная" для четырех голосов и дополнительной скрипки из его коллекции 1629 года. Поразительный эмоциональный переход от воинственности (хроматическая басовая линия, хрупкий контрапункт) к безопасности (яркая мажорная тональность и гомофония) прослеживается в песнопении Ecce confundentur в соч.6. В дуэтах и трио мелодический дар Донати еще более очевиден: он излагает свою мелодию, часто тщательно варьируя ее по секвенциям, то одним голосом, то другим, прежде чем объединить их в канон, на оживленной басовой линии, а иногда пытается создать тематическое единство или использует рефрен, как в очаровательной трехчастной "Не оставляй сирот" в соч.4. Все три сборника 1618 года содержат прекрасные образцы диалогической формы: "Молитва в Вифлееме" (соч.5) и "Домине и фуиссес хик" (соч.6) демонстрируют сильное драматическое чувство. Донати опубликовал несколько сольных мотетов еще в 1612 году, но они отличаются от двух монографий отсутствием вокальных украшений. Это особенно заметно в книге 1636 года, содержание которой в основном выдержано в блестящем стиле, декламационно и с очень выразительной картиной настроения; необычайно проникновенное настроение характеризует Peccavi super numerum, которая принадлежит к лучшим традициям монодии.
Ноты сочинений Иньяцио Донати на сайте библиотеки IMSLP