Долес, Иоганн Фридрих
1715 - 1797
Назад
Иоганн Фридрих Долес (Johann Friedrich Doles) - Немецкий композитор, органист и дирижер
Родился 23 апреля 1715 года, Штайнбах, Тюрингия - умер 8 февраля 1797 года, Лейпциг.
Его отец Иоганн Андреас Долес, кантор из Штайнбаха, умер в 1720 году, оставив семью в большой бедности, и музыкальное образование мальчика было поручено его старшему брату Иоганну Генриху, который унаследовал должность отца. В возрасте 12 лет Иоганна Фридриха отправили в школу в Шмалькальдене. Там в 15 лет ему предложили вакантную должность органиста, которую он занимал в течение года. В 19 лет он поступил в гимназию Шлейзингена. Через полтора года он был назначен старостой школьного хора; вместе с несколькими сокурсниками он также организовал серию еженедельных концертов и сочинил несколько мотетов, арий, драматический акт (1737) и отдельные пьесы. После окончания курса в 1739 году он сразу же поступил в Лейпцигский университет и там продолжил изучение музыки у Баха, который после четырехлетнего обучения рекомендовал его на должность кантора в Зальцведеле. Ближе к концу своих студенческих лет Долес, по-видимому, руководил лейпцигским оркестром new Grosse Concert-Gesellschaft (основанным в 1743 году и позже ставшим оркестром Гевандхауса) и часто посещал представления итальянской оперы при саксонском дворе в Хубертусбурге; позднее это оказало решающее влияние на его собственные сочинения. Хотя заявление Долеса в Зальцведель было удовлетворено, вместо этого он занял руководящую должность кантора во Фрайберге (1744). Благодаря этой должности он стал кантором кафедрального собора, Петрикирхе, Николаикирхе и Йоханнискирхе, а также квартусом в гимназии. Как содиректор гимназии, Долес вступил в открытый конфликт с ректором И.Г. Бидерманом и школьным советом, состоящим из священнослужителей и мирян, которые, следуя неогуманистическим принципам, хотели отодвинуть музыку на периферию школьной программы. Среди многих произведений, написанных Долесом в этот плодотворный период, была школьная опера (1748, ныне утрачена), посвященная столетию Вестфальского мира; текст, по крайней мере частично написанный Бидерманом, был высмеян Лессингом, который, однако, высоко оценил музыку Долеса. Возможно, в результате этого Бидерманн, выпустив в 1749 году "De vita musica", запустил свою провальную программу "Ректорат", которая ставила под сомнение роль музыки в образовании. Последовавшая за этим полемика затронула прежде всего Маттесона, но также Готчеда и Баха и привела Долеса, который, по–видимому, не принимал участия в журналистской кампании против своего ректора, к шести безжалостным годам обвинений, возражений и судебных исков. Долесу удалось избежать этой путаницы, когда 1 октября 1755 года он был единогласно и без прослушивания назначен преемником Харрера на посту кантора Лейпцигской церкви Томаскирхе; К.Ф.Э. Бах был в числе неудачливых претендентов. 30 января 1756 года он вступил в эту должность, которая со времен Баха оставалась неизменной по кругу обязанностей, зарплате и условиям контракта. Вскоре он установил контакт с поэтом Геллертом, чьи оды написал и опубликовал еще в 1758 году; между ними завязалась тесная дружба, которая продолжалась до самой смерти Геллерта (1769). С 1770 года Долес замещал стареющего Гернера в качестве музыкального руководителя университетской церкви, но после смерти Гернера в 1778 году совет отказал ему в этом посту. Снова возникли споры с ректором, но Долес больше не был им ровней. В 1784 году он подал в совет петицию, очень похожую на петицию курцера, написанную полвека назад, и 2 марта 1789 года попросил освободить его от должности исключительно из-за неприятностей, вызванных этими спорами. Незадолго до освобождения его посетил Моцарт (20 апреля 1789 года), который, к полному удовлетворению Долеса, сыграл на органе в церкви Томаскирхе и сделал свои знаменитые замечания о музыке Баха (сообщенные учеником Долеса Рохлицем) после того, как услышал исполнение мотета "Пойте о земле" под руководством Долеса. В память об этом событии Долес сочинил кантату на песню Геллерта "Я люблю тебя, ангел"; в следующем году произведение появилось в печати с показательным названием "Vorerinnerung", в котором излагались его взгляды на исполнение духовной музыки. Долес покинул Томаскирхе в 1789 году, и, как и ранее в Большом концерте, его сменил Дж.А. Хиллер. Все еще полностью владея своими способностями, он продолжал сочинять, посещал лекции по теологии в университете и сделал множество рукописных копий своих произведений для отдаленных церквей, что привело к нынешнему широкому распространению его музыки. Многие из этих пьес были исполнены задолго до его смерти, даже в 19 веке. Сын Долеса, Иоганн Фридрих Долес (род. 26 мая 1746, Фрайберг - 16 апреля 1796, Лейпциг), был преуспевающим юристом и активным композитором-дилетантом, певцом и клавишником. Его произведения, в том числе набор из шести клавесинных сонат и трех вокальных пьес в рукописи, напоминают произведения его отца.
Ноты сочинений Иоганна Фридриха Долеса на сайте библиотеки IMSLP