Долес, Иоганн Фридрих
1715 - 1797

Назад

Doles, Johann Friedrich

Портрет композитора Иоганн Фридрих Долес

  • Дата рождения: 23 апреля 1715 года
  • Место рождения: Штайнбах, Тюрингия
  • Дата смерти: 8 февраля 1797 года
  • Место смерти: Лейпциг

Биография

Иоганн Фридрих Долес был немецким композитором, органистом и дирижером. Его отец Иоганн Андреас Долес, кантор Штайнбаха, умер в 1720 году, оставив семью в большой бедности, и музыкальное образование мальчика было поручено его старшему брату Иоганну Генриху, который занял пост их отца. В возрасте 12 лет Иоганн Фридрих был отправлен в школу в Шмалькальдене. Там в 15 лет ему предложили вакантную должность органиста, на которой он замещал в течение года. В 19 лет он поступил в гимназию в Шлойзингене. После полутора лет он был назначен префектом школьного хора; он также организовал еженедельную концертную серию вместе с рядом своих соучеников и сочинил несколько мотетов, арий, "Драматический акт" (1737) и поздравительные пьесы. После завершения курса в 1739 году он немедленно поступил в Лейпцигский университет и во время учебы продолжил свое изучение музыки у Баха, который после четырех лет обучения рекомендовал его на пост кантора в Зальцведеле. Ближе к концу своих студенческих лет Долес, по-видимому, руководил новым "Большим концертным обществом" (основанным в 1743 году и позже ставшим оркестром Гевандхауса) в Лейпциге и часто посещал представления итальянской оперы при саксонском дворе в Хубертусбурге; впоследствии это оказало решающее влияние на его собственные сочинения. Хотя прошение Долеса в Зальцведель оказалось успешным, он вместо этого занял более высокий пост кантора во Фрайберге (1744). Через эту должность он стал кантором в соборе и в церкви Святого Петра, церкви Святого Николая и церкви Святого Иоанна, а также квартусом в гимназии.

Будучи содиректором гимназии, Долес оказался в открытом конфликте с ректором И.Г. Бидерманном и школьным советом церковных и светских попечителей, которые, следуя неогуманистическим предписаниям, желали отодвинуть музыку на периферию школьной программы. Среди многих произведений, сочиненных Долесом в этот продуктивный период, была школьная опера (1748, ныне утеряна) в честь столетия Вестфальского мира; либретто, по крайней мере частично принадлежавшее Бидерманну, было высмеяно Лессингом, который, однако, высоко оценил музыку Долеса. Возможно, в результате этого Бидерманн своей работой "О музыкальной жизни" 1749 года запустил свою провальную ректоратскую программу, которая ставила под вопрос роль музыки в образовании. Последовавшая полемическая битва вовлекла, прежде всего, Маттезона, но также Готшеда и Баха, и привела Долеса, который, по-видимому, не принимал участия в журналистской кампании против своего ректора, к шести безжалостным годам обвинений, возражений и судебных процессов.

Долес выпутался из этой запутанной ситуации, будучи назначенным 1 октября 1755 года, единогласно и без прослушивания, преемником Харрера на посту кантора лейпцигской церкви Святого Фомы; среди неудачных претендентов был К.Ф.Э. Бах. 30 января 1756 года он вступил в эту должность, круг обязанностей, жалованье и условия контракта по которой оставались неизменными со времен Баха. Вскоре он установил контакт с поэтом Геллертом, чьи оды он положил на музыку и опубликовал уже в 1758 году; между ними возникла тесная дружба, которая длилась до самой смерти Геллерта (1769). С 1770 года Долес замещал стареющего Гернера на посту музыкального директора Университетской церкви, но после смерти Гернера в 1778 году совет отказал ему в этом посте. Снова возникли споры с ректором, но Долес уже не был способен им противостоять. В 1784 году он подал в совет прошение, очень похожее на "Краткий, однако в высшей степени необходимый проект" Баха полувековой давности, а 2 марта 1789 года попросил освободить его от должности исключительно из-за раздражения, вызванного этими спорами. Незадолго до его отставки его посетил Моцарт (20 апреля 1789 года), который играл к полному удовлетворению Долеса на органе церкви Святого Фомы и высказал свои известные замечания о музыке Баха после прослушивания исполнения мотета "Пойте Господу" под управлением Долеса. Долес сочинил кантату на текст Геллерта "Я предстаю перед Твоим ликом" в память об этом случае; произведение появилось в печати в следующем году с красноречивым "Предисловием", в котором излагались его взгляды на исполнение духовной музыки.

Долес оставил церковь Святого Фомы в 1789 году, и его преемником, как ранее в "Большом концерте", стал И.А. Хиллер. Все еще в полном обладании своими силами, он продолжал сочинять, посещал лекции по теологии в университете и делал многочисленные рукописные копии своих произведений для отдаленных церквей, что привело к нынешнему широкому распространению его музыки. Многие из этих произведений исполнялись долгое время после его смерти, даже далеко в XIX веке.

Сын Долеса, Иоганн Фридрих Долес (младший) (род. во Фрайберге 26 мая 1746 года; ум. в Лейпциге 16 апреля 1796 года), был успешным юристом и активным композитором-дилетантом, певцом и клавишником. Его произведения, включая набор из шести сонат для клавесина (Рига, 1773) и три вокальные пьесы в рукописи, напоминают произведения его отца.

Творчество

Долес, наряду со своим дрезденским коллегой Г.А. Хомилиусом, был самым важным практиком протестантской церковной музыки в Германии конца XVIII века. Его произведения, состоящие в основном из кантат, песен, мотетов и хоралов, часто критиковали за отход от стиля его учителя, Баха. Такая критика представляет собой непонимание радикально разных эстетических взглядов их соответствующих эпох. Сам Долес сформулировал различие следующим образом (1790 год): "Далеко от моего намерения, будучи учеником покойного Себастьяна Баха и самим сочинителем многих произведений в фугированном стиле, принижать ценность высшего искусства сочинения, тем более отказываться от него. Нет, я лишь не одобряю его несвоевременного применения".

Этим он ссылался на использование этого стиля в церковных службах, где, как он чувствовал, немногие из прихожан поймут, не говоря уже о том, чтобы быть тронутыми его строгостью. Вместо этого он избрал в качестве моделей мелодически ориентированные стили Грауна и Гассе, действительно, оперы в целом, посредством чего он стремился к простоте и безыскусности, которые бы непосредственно пробуждали благочестивые чувства у неподготовленного слушателя. (Эта цель, отражающая популистские представления Эпохи Просвещения, оказала решающее влияние на Хиллера с превосходными результатами.) Критики с самых ранних времен, однако, указывали на несоответствие между выраженной Долесом целью простоты и богатой орнаментикой, которая перегружает многие его сольные партии. Он также отдавал приоритет четкой ритмической артикуляции, в результате чего большинство его произведений написано в почти танцевальных размерах в быстром темпе. Они сочетают серии симметричных двутактовых фраз и характеризуются женскими каденциями и кадансовыми аккордами секстаккорда; хроматика редка, параллельные терции и сексты довольно распространены.

Более 160 кантат Долеса охватывают широкое разнообразие форм, от традиционной «мадригальной кантаты» на короткие библейские отрывки, до полной хоральной кантаты в стиле Баха, и, наконец, до "разработанного хорала", который является практически собственным изобретением Долеса, хотя его обращение с оркестровым сопровождением было предвосхищено в духовных песнях Грефе и Гессе. В этом стиле, примечательном своей простотой и практически полным пренебрежением к тексту, хор исполняет простую четырехголосную гармонизацию хоральной мелодии, разбитую построчно и аккордово сопровождаемую, за исключением более сложных оркестровых ритурнелей и переходов между фразами текста. Долес сочинил около двух дюжин таких обработок, начиная с 1760-х годов. Возможно, более важными были его 35 мотетов в подобном стиле; многие из них имеют украшенную сольную партию на библейский текст в контрапункте против хоральной обработки в ровных длительностях. Эти произведения демонстрируют выдающееся мастерство школы Баха; один из них, обработка хорала "Твердыня крепкая", оставался в употреблении на протяжении всего XIX века и был переиздан в XX веке.

Две сохранившиеся тетради песен Долеса – "Новые песни вместе с их мелодиями" 1750 года и обработки текстов Геллерта 1758 года – были хорошо приняты в свое время, несмотря на обилие украшений, которые даже его современники находили утомительными. Первая выдержана в традиции анакреонтических песен Споронта (Кречмар хвалил песню Долеса "Вино, услади меня!" как лучшую в этой школе). Вторая приближается к Первой Берлинской школе и К.Ф.Э. Баху, хотя произведение не выдерживает сравнения с собственными обработками Геллерта Баха. Третья тетрадь утеряна. Долес также опубликовал том четырехголосных хоралов для органа (1785), который, будучи первым в своем роде (хотя и созданным по образцу Баха), стимулировал создание подобных работ Кюнау и Хиллера. Возможно, его самым долговечным вкладом была работа учителем и руководителем хора; рукописное руководство по пению "Начальные основы пения" не только проливает интересный свет на школу пения, которую он основал в Лейпциге, но является уникальным источником сведений о методах работы Баха с хорами мальчиков в школе Святого Фомы.

Произведения

Духовная музыка

  • "Кантаты, псалмы, обработки хоралов" для солистов, хора и оркестра: "Бог - наше прибежище" ("Gott ist unser Zuversicht") (Псалом 45) (Лейпциг, 1755); "Я предстаю перед Твоим ликом" ("Ich komme vor dein Angesicht") (Геллерт) (Лейпциг, 1790); около 160 других, в рукописи
  • "Мотеты, хоральные песни", в 4 голоса: "Господи, кто я" ("Herr, wer bin ich") в сборнике "Четырехголосные мотеты и арии", под редакцией И.А. Хиллера, том II (Лейпциг, 1777); 34 других в рукописи, включая 15 для 8 голосов
  • "Страстная музыка": "Страсти по Иоанну"; "Страсти по Луке"; "Страсти по Марку"; три цикла "Страстей по Матфею"; "Вот настал он, великий день", страстная оратория; "Оратория о Распятии", сохранился только текст; обработки трех страстных текстов
  • "Мессы": пять кратких месс; "Свят" ("Sanctus")

Светские произведения

  • "Песни": "Двадцать пять новых песен вместе с их мелодиями" ("Neue Lieder nebst ihren Melodien") (Г. Фукс), для одного голоса и basso continuo / облигатной клавиатуры (Лейпциг, 1750); "Двадцать одна мелодия к духовным одам и песням Геллерта" ("Melodien zu Gellerts Geistlichen Oden und Liedern"), для 4 голосов / одного голоса и basso continuo (Лейпциг, 1758); "Пятнадцать маленьких песен с легкими мелодиями для детей и начинающих на клавире" ("kleine Lieder mit leichten Melodien für Kinder und Anfänger auf dem Klavier") (Ф. Хёльти) (Лейпциг, 1790), утеряно; "Утренняя песня" ("Morgenlied") в сборнике "Избранные песни" ("Beliebte Gesänge"), под редакцией Э. Зейдлера, том IV (без даты); "Лейся, моя набожнейшая слеза" ("Fliesse, meine frömmste Zähre"), рукопись
  • "Сочинения для клавира": "Четырехголосная хоральная книга или Гармоническое собрание мелодий... на 2 нотоносца" ("Vierstimmige Choralbuch oder Harmonische Melodiensammlung … auf 2 Linienzeilen") (Лейпциг, 1785) 215 пьес, аранжировка с basso continuo; "Сорок пригодных для пения и легких хоральных прелюдий" ("Singbare und leichte Choralvorspiele") (Лейпциг, 1794–1797); "Ариозо с вариациями" ("Arioso con variazioni"), "Сонатина" ("Sonatina") в "Музыкальном руководстве" ("Musikalisches Handbuch"), под редакцией И.А. Хиллера, том I (Лейпциг, 1777)

Теоретические труды

  • "Начальные основы пения" ("Anfangsgründe zum Singen"), рукопись, издано А. Шнайдерхайнце в "Материалах по баховедению" ("Beiträge zur Bachsforschung"), том VII (1989)

Прочие сочинения

  • Многочисленные утерянные или сомнительные произведения, включая многие, указанные в каталогах Брейткопфа

Ноты сочинений Иоганна Фридриха Долеса на сайте библиотеки IMSLP