Доизи де Веласко, Николас
1590 - 1659
Назад
Николас Доизи де Веласко (Nicolás Doizi de Velasco) - Португальский гитарист и писатель
Родился в 1590 году - умер в 1659 году, вероятно, в Мадриде.
Активно играющий на гитаре в Испании и Италии. К 1624 году он жил в Мадриде, где познакомился с писателем и музыкантом Висенте Эспинелем. После того как он принадлежал к двору брата Филиппа IV, кардинала-инфанта Фернандо Австрийского, он служил герцогу Медина-де-лас-Торрес Рамиро Нуньесу де Гусману, который был вице-королем Неаполя с 1636 по 1644 год. В 1641 году он вернулся в Мадрид и с тех пор до самой своей смерти был одним из камерных музыкантов Фелипе IV. В 1651 году, когда он посетил Хаэн, он получал крупную ежегодную сумму в размере 736 000 мараведи. Его вдова Каталина де Осуна обратилась к королю с прошением о выплате пенсии 31 июля 1659 года, а его сын обратился с аналогичной просьбой 7 апреля 1663 года. Его единственным известным произведением является трактат "Новый способ записи музыки для игры на гитаре с переменным успехом, для совершенствования, для создания совершенного инструмента" и "абунтантиссимо" (рукописная пометка в единственном сохранившемся экземпляре, на электронном языке, гласит, что он был напечатан в Неаполе в 1640 году). Авторы предварительной части "декимы" и "мадригала" называют его "Аполло Португес" и "Амфион лузитано". В трактате показано, что гитара с пятью партиями может воспроизводить музыку в трех, четырех и пяти частях и реализовывать басовую партию в полном соответствии с правилами гармонии точно так же, как теорбо, клавесин и орган. С этой целью Дойзи де Веласко разработал новую табулатурную систему. Буквы от a до i и от l до n (j и k в испанском языке не используются) обозначают ноты хроматической гаммы от соль соль ре до фа фа. Каждая буква сочетается с цифрами от одного до 18, образуя символы для 19 различных аккордов на каждой ступени звукоряда. Он рекомендует использовать бурдоны на четвертом и пятом блюдах, чтобы обеспечить достаточный диапазон нот, и отмечает, что, поскольку у гитары одинаковый темперамент, она может играть в любой тональности. В своих музыкальных примерах он предпочитает итальянскую систему обозначения высоты звука испанской практике транспонирования клавиш. Несколько круговых диаграмм иллюстрируют восходящие и нисходящие круги 5-й ноты, а формула чаконы используется для объяснения транспонирования.