Доизи де Веласко, Николас
1590 - 1659
Назад
Doizi de Velasco, Nicolás
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Николас Доизи де Веласко был португальским гитаристом и теоретиком музыки, работавшим в Испании и Италии. К 1624 году он проживал в Мадриде, где был знаком с писателем и музыкантом Висенте Эспинелем. После того как он состоял в свите брата короля Филиппа Четвертого, кардинала-инфанта Фернандо Австрийского, он поступил на службу к герцогу Медина-де-лас-Торрес, Рамиро Нуньесу де Гусману, который был вице-королем Неаполя с 1636 по 1644 год. В 1641 году он вернулся в Мадрид, и с этого времени вплоть до своей смерти являлся одним из камер-музыкантов короля Филиппа Четвертого. В 1651 году, когда он посетил Хаэн, он получал крупное годовое жалованье в размере 736 000 мараведи. Его вдова, Каталина де Осунья, подала прошение королю о пенсии 31 июля 1659 года, а его сын обратился с аналогичной просьбой 7 апреля 1663 года.
Единственным известным трудом Николаса Доизи де Веласко является трактат "Новый способ цифровки для игры на гитаре с разнообразием и совершенством, показывающий, что сей инструмент является совершенным и наиполнейшим" (рукописная пометка в единственной сохранившейся копии указывает, что он был напечатан в Неаполе в 1640 году). Авторы предварительных стихотворений называют его "Португальским Аполлоном" и "Лузитанским Амфионом". Трактат демонстрирует, что пятихорная гитара может исполнять музыку в три, четыре и пять голосов и полноценно реализовывать басовую линию в полном соответствии с правилами гармонии, подобно теорбе, клавесину и органу. Для достижения этой цели Доизи де Веласко разработал новую систему табулатуры. Буквы от A до I и от L до N представляют ноты хроматической гаммы. Каждая буква комбинируется с числами от одного до восемнадцати для создания символов 19 различных аккордов на каждой ступени гаммы. Он рекомендует использовать бурдоны на четвертой и пятой струнах для обеспечения достаточного диапазона нот и указывает, что поскольку гитара имеет лады, настроенные в равномерной темперации, она может играть в любой тональности. Для своих музыкальных примеров он предпочитает итальянскую систему нотации в реальной высоте звука испанской практике с использованием транспонирующих ключей. Несколько круговых диаграмм иллюстрируют восходящие и нисходящие квинтовые круги, а формула чаконы используется для объяснения транспозиции.
Теоретические труды: