Дирута, Джироламо
1554 - 1610
Назад
Diruta, Girolamo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джироламо Дирута был итальянским органистом, учителем и музыкальным теоретиком. Он был автором первого всеобъемлющего трактата об игре на органе в форме диалога под названием "Трансильванец", опубликованного в двух частях (Венеция, 1593, 1609).
В письме от 1 февраля 1602 года из Кьоджи к магистратам Деруты Дирута умолял, что после 30 лет работы он желает вернуться на родину. Это указывает на то, что он начал свою карьеру органиста около 1572 года. 19 июня 1574 года он вступил в францисканский монастырь в Корреджо, недалеко от Реджо-нель-Эмилия, одновременно с Баттистой Капуани, который, возможно, был его первым учителем. По-видимому, он отправился в Венецию около 1580 года: он признавал, что его наставниками были Дзарлино, Костанцо Порта и Клаудио Меруло. Меруло покинул Венецию в 1584 году, поэтому Дирута должен был учиться у него до этого. Если он действительно учился у Порты, своего собрата-францисканца, это могло быть, когда Порта был в Равенне (1580-1589). Меруло был более чем удовлетворен достижениями своего ученика, и в письме, напечатанном в "Трансильванце" (1593), он сказал: "Я бесконечно горжусь тем, что он был моим творением, потому что в этой доктрине (игры на органе) он принес как себе, так и мне единственную в своем роде честь, как и можно ожидать от человека с большим гением".
В 1593 году, как видно из титульного листа его книги, Дирута был органистом собора Кьоджи. Он все еще был там в 1602 году, о чем свидетельствует приведенное выше письмо, но желание, выраженное в нем, должно было скоро исполниться, поскольку в 1609 году он идентифицировал себя как органист собора Губбио.
10 апреля 1593 года Дирута посвятил первую часть своего диалога Жигмонду Батори (1572-1613), князю Трансильвании и племяннику короля Польши. Связь Дируты с этим князем могла быть через Иштвана де Йосика, вероятно, "Трансильванца", который говорит в диалоге. Йосика был отправлен в Италию в 1591 году для переговоров о браке князя с Леонорой Орсини, племянницей великого герцога Фердинанда I Тосканского. Вторая часть диалога, хотя и датирована 1609 годом на титульном листе, была посвящена 25 марта 1610 года ей как герцогине Леоноре Орсини Сфорца, поскольку помолвка с Батори была расторгнута, и она вышла замуж за Алессандро VII Сфорца в 1592 году. Другой миссией Йосика в Италии был наем музыкантов для двора князя в Дьюлафехерваре (ныне Алба-Юлия, Румыния), и, вероятно, в связи с этим Дирута встретил его, поскольку его соученик у учителя Меруло, Джованни Баттиста Мосто, был руководителем хора в Дьюлафехерваре между 1589 и 1595 годами, а Антонио Романини, органист князя, был представлен в "Трансильванце" "Токкатой восьмого тона". В дополнение к трансильванцу и Дируте, в диалоге кратко фигурирует третий собеседник, венецианский джентльмен кавалер Мелхиор Микеле, папский легат, которого часто отправляли на переговоры с Жигмондом Батори, и который в диалоге и, вероятно, в действительности познакомил Дируту с Йосикой.
Трактат Дируты об игре на органе, который он восхваляет как короля инструментов, был опубликован по настоянию Меруло, который считал, что определенные правила необходимы для исполнения его собственных и подобных сочинений, и трактат, вероятно, суммирует собственное учение Меруло. Дирута занимался множеством забот органиста: положение исполнителя за инструментом, аппликатура, диминуции и орнаментика, применение правил контрапункта, церковные лады и наиболее подходящая регистровка для характера каждого из них, транспозиция, метод табулирования вокальной музыки и метод аккомпанемента, интонирования и ответа хору. Две части работы сопровождаются образцами табулатур вокальной музыки и оригинальными сочинениями для органа Дируты и ряда других композиторов. В "Первой части" представлены токкаты, выбранные за их дидактическую ценность, Меруло, Андреа Габриели, Джованни Габриели, Лудзаско Лудзаски, Антонио Романини, Паоло Квальяти, Винченцо Беллавере и Джозеффо Гуами, а во "Второй части" - ричеркары Лудзаски, Габриэле Фатторини и Адриано Банкьери.
Правила Дируты для положения тела изложены кратко:
"Первое - органист должен располагаться так, чтобы находиться посередине клавиатуры. Второе - не делать жестов или движений, но оставаться с прямым и изящным телом. Третье - он должен заставлять руку вести кисть и следить, чтобы кисть всегда выходила прямо от руки, ни выше, ни ниже ее, так чтобы гребень кисти удерживался несколько высоко, потому что таким образом кисть будет на одном уровне с рукой. И то, что я говорю об одной руке, я имею в виду и о другой. Четвертое - пальцы должны равномерно лежать на клавишах, но несколько изогнутыми; кроме того, кисть должна удерживаться легкой и расслабленной на клавиатуре, иначе пальцы нельзя будет двигать с ловкостью и быстротой. Наконец, палец должен нажимать клавишу, а не ударять по ней, палец поднимается вместе с клавишей".
Дирута различал технику органиста и технику клавесиниста и между игрой "музыки" и "танцев". В то время как орган играли с "единой гармонией" или легато, инструменты с перьями (клавишные инструменты) должны были играться путем удара по клавишам для приведения в действие прыгунов и для оживления танцев. В клавесине тремоло и акценты были необходимы, чтобы создать иллюзию протяжной гармонии. Удар по клавишам в противоположность нажатию разрешался на органе только при исполнении танцев. Дирута классифицировал определенные пальцы как "хорошие", а другие как "плохие": в каждой руке второй (указательный) и четвертый (безымянный) пальцы были хорошими, остальные - плохими; "хорошие" пальцы предназначались для "хороших" нот - в основном консонансов на сильных долях - в то время как "плохие" пальцы - для диссонансов или слабых долей. Пример 1 показывает правильную аппликатуру (а) восходящих и нисходящих гамм, (b) группы, (c) тремоло и (d) фальсобордона. Иллюстрация показывает последний отрывок в табулатуре, предписанной Дирутой для полифонической музыки, с пятилинейным станом для сопрано и контральто и восьмилинейным станом для тенора и баса, двумя тактами по семибревис на такт. Дирута использовал такую же партитурную организацию для клавирных композиций.
Во "Второй части" Дирута прояснил некоторые правила первой части. Он привел, например, параллельные нотации произведений в вокальной партитуре и в клавирной табулатуре. Он показал, что существует пять типов диминуций, используемых в клавирной табулатуре: минута или дивизии, группы, тремоло, восклицания и акценты.
Дирута добавил полезный раздел, суммирующий правила контрапункта в применении к клавирной композиции. Он сформулировал четыре главных правила консонантного движения или "движений": противоположное движение обязательно при переходе от одного совершенного консонанса к другому; движение свободно при переходе от несовершенного консонанса к другому; аналогично от совершенного консонанса к несовершенному; противоположное движение обязательно при переходе от несовершенного консонанса к совершенному. Почти каждый теоретик контрапункта после Дируты принял этот набор правил движения.
Дирута предвосхитил виды Берарди и Фукса, демонстрируя на примерах семь способов создания контрапункта над заданной мелодией (cantus firmus), состоящим из ровных целых нот (семибревис):
Стиль свободный (commune) был гораздо свободнее в том, что единственным жестким правилом было избегание двух совершенных консонансов одного вида подряд, хотя не двух таких несовершенных консонансов. Правила, требующие противоположного движения и прогрессии от несовершенного консонанса к ближайшему совершенному консонансу, не соблюдались в свободном стиле. Дирута считал строгий стиль гораздо более красивым и элегантным и существенным для сочиненной музыки, но свободный стиль был адекватен для игры "по фантазии" или экспромтом.
Токкаты Дируты, написанные в свободном стиле, состоят полностью из пассажной работы в одной руке против аккордов в другой, в отличие от токкат его современников Андреа Габриели и Меруло, которые использовали эту технику в чередовании с аккордовыми и иногда имитационными пассажами. Пьесы Дируты являются настоящими этюдами в том смысле, что каждая упражняет некоторый специфический технический прием, такой как поступенная фигурация, фигурации с прыжком от сильной доли к слабой или фигурации с прыжком от слабой доли к сильной. Его типичные ричеркары содержат фугированный раздел на одну или последовательность тем с последующим трехдольным аккордовым заключительным разделом. Его двадцать один органный гимн и восемь положений Песни Богородицы - по одному для каждого тона - равномерно имеют длину шестнадцать тактов по целым нотам и включают интонацию и завершение каждого песнопения таким образом, что органист может расширить центральный раздел путем импровизации. Все они трактуют имитационно мотивы, заимствованные из стандартных мелодий гимнов и тонов Песни Богородицы.
Единственные сочинения Дируты, известные отдельно от "Трансильванца", - это набор мотетов в пяти голосах на заданные мелодии из антифонов главных праздников. Сохранились только партии сопрано и альта.
Теоретические труды
Ноты сочинений Джироламо Дируты на сайте библиотеки IMSLP