Дилигер, Иоганн
1593 - 1647

Назад

Dilliger, Johann

Портрет композитора Иоганн Дилигер

  • Дата рождения: 30 ноября 1593
  • Место рождения: Айсфельд, Франкония
  • Дата смерти: 28 августа 1647
  • Место смерти: Кобург

Биография

Иоганн Дилигер был немецким композитором, издателем и редактором. Он получил свое начальное академическое и музыкальное образование в Латинской школе в Айсфельде. Когда его формальное обучение закончилось, он отправился, после короткого пребывания в Наумбурге, в Магдебург, где, по-видимому, стал учеником Михаэля Преториуса с 1611 по 1616 год, о чем свидетельствует запись, которую Преториус сделал в 1616 году в альбоме, хранившемся у Дилигера. Альбом также содержит надписи многих местных музыкантов, служителей и государственных чиновников, которые дают ключ к пониманию разнообразия талантов и широкой музыкальной деятельности в Магдебурге в то время. Дилигер затем переехал в Виттенберг в 1618 году и поступил в университет для изучения теологии. Он женился после своего назначения кантором в Главной и Замковой церкви позже в том же году. В 1623 году ему была присвоена степень магистра. Два года спустя он принял должность кантора в Кобурге, городе, который стал его домом. Годы 1625–1633 были музыкально наиболее продуктивными в его жизни, дав около 30 сборников, но в 1633 году он вступил в духовенство. (Его самая большая работа, "Новый музыкальный сокровищник", сборник из 136 произведений, была утрачена при разрушении Магдебурга в 1631 году во время Тридцатилетней войны.)

Годы Дилигера в Кобурге были наполнены заботами и печалью. Разорение, голод и чума опустошали землю; смерть вторглась в его дом, забрав его мать в 1635 году и его жену Маргарету в 1641 году. Но, несмотря на частые тяжелые болезни, он оставался активным в служении до последнего года своей жизни. Подробности его жизни изложены в похоронной речи, произнесенной архидиаконом Георгом Пфрюшером на его заупокойной службе 1 сентября 1647 года и напечатанной в Кобурге в том же году.

Творчество

Дилигер сочинял только духовные вокальные произведения, но они демонстрируют основные музыкальные тенденции в Германии его времени: хоровую музыку для обученных певцов с сопровождением и без, и общинное пение. Они включают более 100 контрапунктических мотетов, многие из которых основаны на хоралах (некоторые полихоральные, показывающие влияние Иеронима Преториуса), около 200 гомофонных песен для четырех и пяти голосов и итальянизированные концерты с выразительной трактовкой текста для до шести голосов с генерал-басом. Дилигер писал все эти типы музыки до 1633 года, но затем, после своего перехода от музыканта к священнику, он сосредоточился на духовных песнях для мирян.

Подобно аналогичным произведениям Шейна, мотеты Дилигера для двух и трех голосов образуют мост между контрапунктическим стилем XVI века и новым вокальным концертом с инструментальным сопровождением, поскольку нижний голос одновременно имеет текст и цифрованный бас. Но он наиболее современен в своих концертах, которые демонстрируют живой интерес к новому стилю, отраженный также в количестве сочинений итальянских композиторов, которые он включил в свои публикации.

Произведения

Сборники, содержащие только произведения Дилигера

(изданы в Кобурге)

  • "Обетная музыка, Богу посвященная, на времена года", 18 произведений (16 немецких, 2 латинских), для 2–5 голосов, инструменты (1622)
  • "Сердечная домашняя христианская музыка", для 2–4 голосов (1630)
  • "Покаянная и утешительная музыка", 20 произведений, для 3–5, 7, 8 голосов (1630)
  • "Ораторская и хвалебная музыка или Молитвенная и хвалебная музыка", 30 произведений, для 3–5 голосов (1630)
  • "Погребальная и побудительная музыка", 41 произведение, для 3–6, 8 голосов (1631)
  • "Музыкальные цветы, или Музыка, приглашающая на небесную трапезу", 48 произведений, для 2–6 голосов (1631, второе издание 1633 года как "Музыка, приглашающая на небесную трапезу", утрачено)
  • "Полевая христианская музыка", 22 произведения, для 4 голосов (1632)
  • "Лагерная христианская музыка", 13 произведений, одно из них Г. Финетта в обработке Дилигера, для 2–4 голосов (1633)
  • "Предвестник христианской школьной и академической музыки", 7 произведений, для 4, 5 голосов (1633)
  • "Иеремия кающийся в 52 немецких изречениях о покаянии", для 2 голосов (1640), утрачено
  • "Прощальная христианская музыка", 26 произведений, для 3 голосов (1642), утрачено

Сборники, включающие произведения других композиторов

(названия отдельных произведений, содержащихся в сборниках, приведены в Тюммлере)

  • "Первая декада предвестников священных трициний или новые духовные песенки", для 3 голосов (Виттенберг, 1621), утрачено
  • 11 произведений определенно и 5 других возможно Дилигера, для 3 голосов, в "Вторая декада священных трициний, … следуют некоторые знаменитые священные концерты" (Виттенберг, 1622), утрачено
  • 9 произведений в "Третья декада священных трициний" (Магдебург, 1623), утрачено
  • 3 произведения в "Во славу Бога наилучшего и величайшего. Первая музыкальная практика, содержащая XIII избраннейших концертов" (Магдебург, 1624), утрачено
  • 36 произведений, для 2–4 голосов, генерал-бас (орган), в "Новый духовный музыкальный райский садик … Концерты и песенки хвалы" (Кобург, 1626)
  • 7 произведений, для 1–6 голосов, инструменты, генерал-бас (орган) в "Концертная музыка" (Кобург, 1632)

Прочие

  • Более 40 произведений в различных стилях (полихоральные, мотеты и духовные песни, для 4–8 голосов, и концерты), сочиненные для особых случаев: гражданские и академические функции, помолвки, свадьбы, дни рождения, сезонные церковные праздники и особенно похороны.