Дилигер, Иоганн
1593 - 1647
Назад
Dilliger, Johann
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Дилигер был немецким композитором, издателем и редактором. Он получил свое начальное академическое и музыкальное образование в Латинской школе в Айсфельде. Когда его формальное обучение закончилось, он отправился, после короткого пребывания в Наумбурге, в Магдебург, где, по-видимому, стал учеником Михаэля Преториуса с 1611 по 1616 год, о чем свидетельствует запись, которую Преториус сделал в 1616 году в альбоме, хранившемся у Дилигера. Альбом также содержит надписи многих местных музыкантов, служителей и государственных чиновников, которые дают ключ к пониманию разнообразия талантов и широкой музыкальной деятельности в Магдебурге в то время. Дилигер затем переехал в Виттенберг в 1618 году и поступил в университет для изучения теологии. Он женился после своего назначения кантором в Главной и Замковой церкви позже в том же году. В 1623 году ему была присвоена степень магистра. Два года спустя он принял должность кантора в Кобурге, городе, который стал его домом. Годы 1625–1633 были музыкально наиболее продуктивными в его жизни, дав около 30 сборников, но в 1633 году он вступил в духовенство. (Его самая большая работа, "Новый музыкальный сокровищник", сборник из 136 произведений, была утрачена при разрушении Магдебурга в 1631 году во время Тридцатилетней войны.)
Годы Дилигера в Кобурге были наполнены заботами и печалью. Разорение, голод и чума опустошали землю; смерть вторглась в его дом, забрав его мать в 1635 году и его жену Маргарету в 1641 году. Но, несмотря на частые тяжелые болезни, он оставался активным в служении до последнего года своей жизни. Подробности его жизни изложены в похоронной речи, произнесенной архидиаконом Георгом Пфрюшером на его заупокойной службе 1 сентября 1647 года и напечатанной в Кобурге в том же году.
Дилигер сочинял только духовные вокальные произведения, но они демонстрируют основные музыкальные тенденции в Германии его времени: хоровую музыку для обученных певцов с сопровождением и без, и общинное пение. Они включают более 100 контрапунктических мотетов, многие из которых основаны на хоралах (некоторые полихоральные, показывающие влияние Иеронима Преториуса), около 200 гомофонных песен для четырех и пяти голосов и итальянизированные концерты с выразительной трактовкой текста для до шести голосов с генерал-басом. Дилигер писал все эти типы музыки до 1633 года, но затем, после своего перехода от музыканта к священнику, он сосредоточился на духовных песнях для мирян.
Подобно аналогичным произведениям Шейна, мотеты Дилигера для двух и трех голосов образуют мост между контрапунктическим стилем XVI века и новым вокальным концертом с инструментальным сопровождением, поскольку нижний голос одновременно имеет текст и цифрованный бас. Но он наиболее современен в своих концертах, которые демонстрируют живой интерес к новому стилю, отраженный также в количестве сочинений итальянских композиторов, которые он включил в свои публикации.
Сборники, содержащие только произведения Дилигера
(изданы в Кобурге)
Сборники, включающие произведения других композиторов
(названия отдельных произведений, содержащихся в сборниках, приведены в Тюммлере)
Прочие