Диллигер, Иоганн
1593 - 1647

Назад

Иоганн Диллигер (Johann Dilliger) - Немецкий композитор, издатель и редактор

Родился 30 ноября 1593 года, Айсфельд, Франкония - умер 28 августа 1647 года, Кобург. 

Раннее академическое и музыкальное образование получил в средней школе в Айсфельде. Когда его формальное обучение закончилось, он после недолгого пребывания в Наумбурге отправился в Магдебург, где, по-видимому, стал учеником Майкла Преториуса с 1611 по 1616 год, о чем свидетельствует запись, сделанная Преториусом в 1616 году в альбоме, хранящемся у Диллигера. Альбом также содержит надписи, сделанные многими местными музыкантами, министрами и государственными служащими, которые дают представление о разнообразии талантов и широкой музыкальной активности в Магдебурге того времени. Затем, в 1618 году, Диллигер переехал в Виттенберг и поступил в университет для изучения теологии. Он женился после того, как в том же году был назначен кантором в Гаупт- и Шлосскирхе. В 1623 году ему была присвоена степень магистра. Два года спустя он получил должность кантора в Кобурге, городе, который стал его домом. 1625-1633 годы были самыми плодотворными в музыкальном плане в его жизни, когда было собрано около 30 сборников, но в 1633 году он поступил на служение. (Его крупнейшая работа "Новый музыкальный словарь", коллекция из 136 произведений, была утрачена во время разрушения Магдебурга в 1631 году во время Тридцатилетней войны.) Годы, проведенные Диллигером в Кобурге, были наполнены заботами и печалью. Опустошение, голод и чума опустошили страну; смерть вторглась в его дом, забрав его мать в 1635 году и жену Маргарету в 1641 году. Но, несмотря на частые тяжелые болезни, он оставался активным в служении до последнего года своей жизни. Подробности его жизни кратко изложены в надгробной речи, произнесенной архидиаконом Георгом Пфрюшером на его поминальной службе 1 сентября 1647 года и напечатанной в Кобурге в том же году. Диллигер сочинял только духовные вокальные произведения, но они отражают основные музыкальные тенденции Германии того времени: хоровую музыку для подготовленных певцов с аккомпанементом и без него, а также церковные песни. Они включают более 100 контрапунктических мотетов, многие из которых основаны на хоралах (некоторые полихоральные, свидетельствующие о влиянии Иеронима Преториуса), около 200 гомофонических песен для четырех и пяти голосов и концерты на итальянском языке с эмоциональной настройкой текста для шести голосов с продолжением. Диллигер писал все эти виды музыки вплоть до 1633 года, но затем, после того как он превратился из музыканта в священника, он сосредоточился на религиозных песнях для мирян. Как и аналогичные произведения Шейна, мотеты Диллигера для двух и трех голосов образуют мост между контрапунктическим стилем XVI века и более новым вокальным концертом с инструментальным сопровождением, в котором самый низкий голос звучит одновременно текстово и фигурально. Но наиболее современны его концерты, демонстрирующие живой интерес к стилю нуово, что нашло отражение также в ряде произведений итальянских композиторов, которые он включил в свои публикации.